15.12.17

Проблемы определения и возврата сумм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов

Эксперт «Альта-Софт» Татьяна Александровна Григорьева 8 декабря 2017 г. приняла участие в очередном заседании Совета ТПП по таможенной политике.

  1. На Совете для обсуждения были вынесены следующие вопросы:
  2. Проблемы определения и возврата сумм обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
  3. Информация о работе, проводимой Евразийской экономической комиссией по подготовке и принятию решений, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Проблемные вопросы маркировки товаров в соответствии с требованиями, установленными в рамках ЕАЭС.

По первому вопросу выступала Ионичева Валентина Николаевна, советник руководителя по ВЭД КА «Таможенный адвокат». В своей презентации Валентина Николаевна рассмотрела такую важную тему, как размеры обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости товаров и проблемы возврата обеспечения. Известно, что при проведении дополнительной проверки таможенный орган направляет декларанту, таможенному представителю расчет сумм обеспечения, в соответствии с Решением КТС № 376. Валентина Николаевна обратила внимание, что в большинстве случаев расчет такого обеспечения (рассчитанного таможней) превышает суммы доначисленных таможенных пошлин, налогов, в 23 – 25 раз. В своей презентации г-жа Ионичева показала выборку из 10 деклараций одной компании, наименование которой она не стала приводить из соображений конфиденциальности, но заметила, что готова представить все документы по конкретному делу представителям ФТС России, присутствовавшим на заседании Совета. Валентина Николаевна сослалась на стандарт 5.6 Киотской конвенции, в котором сказано, что в случаях, когда требуется представление гарантии, сумма представляемой гарантии должна быть возможно минимальной и в отношении уплаты пошлин и налогов не должна превышать сумму пошлин и налогов, потенциально подлежащих взиманию. Далее Валентина Николаевна проанализировала положения действующего Кодекса, Кодекса ЕАЭС и проекта Федерального закона «О таможенном регулировании» по вопросам определения размера обеспечения, неприменения обеспечения:

ТК ТС

Статья 88. Определение суммы обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов

ТК ЕАЭС

Статья 65. Определение размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов

1. Сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате при помещении товаров под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления или экспорта без учета тарифных преференций и льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в государстве – члене Таможенного союза, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта и главой 3 ТК ТС.

1. Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин соответственно в государстве-члене, таможенный орган которого производит выпуск товаров, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящей статьей, статьей 146 и пунктом 4 статьи 287 настоящего Кодекса исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается в ином размере.

2. Если при установлении суммы обеспеченияуплаты таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу непредставления в таможенный орган точных сведений о характере товаров, их наименовании, количестве, стране происхождения и таможенной стоимости, сумма обеспечения определяется исходя из наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количество, масса, объем или иные характеристики), которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется законодательством государств – членов Таможенного союза.

3. В случае если при определении размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов невозможно точно определить сумму подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов в силу отсутствия точных сведений о товарах (характере, наименовании, количестве, происхождении и (или) таможенной стоимости), такая сумма таможенных пошлин, налогов определяется исходя из стоимости товаров и (или) их физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик), наибольшей величины ставок таможенных пошлин, налогов, которые могут быть определены на основании имеющихся сведений, порядок использования которых определяется Комиссией.

5. При выпуске товаров в соответствии с пунктом 2 статьи 69 настоящего Кодекса сумма обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов определяется как сумма таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены в результате дополнительной проверки с учетом положений пункта 2 настоящей статьи.

5. В случае проведения таможенного контроля таможенной стоимости товаров для определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при выпуске товаров с особенностями, предусмотренными статьей 121 настоящего Кодекса, может быть, в частности, использована:

1) информация о стоимости товаров того же класса или вида, имеющаяся в распоряжении таможенного органа;

2) таможенная стоимость товаров без учета заявленных вычетов и скидок, если у таможенного органа имеются сомнения в их обоснованности;

3) таможенная стоимость товаров с учетом возможной величины дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, если у таможенного органа имеются сомнения в обоснованности заявленных дополнительных начислений.

Проект Федерального закона «О таможенном регулировании» (ст. 56) об условиях неприменения обеспечения для декларанта и таможенного представителя:
3. При выпуске товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в соответствии со статьей 121 Кодекса Союза обеспечение не предоставляется в случаях (ПП. 1 п. 2 – в случае если декларантом товаров выступает уполномоченный экономический оператор), предусмотренных указанными статьями Кодекса, а также в следующих случаях:

1) таможенные операции в отношении перемещаемых товаров от имени и по поручению декларанта осуществляет таможенный представитель, при выполнении условий, определенных п. 8 ст. 55 проекта ФЗ (размер обязанности по уплате таможенных платежей не превышает в 2018 году – 20%, в 2019 году – 35%, в 2020 и последующих годах – 50% суммы обеспечения исполнения обязанности таможенного представителя);

2) декларантами перемещаемых товаров выступают лица, отвечающие условиям, установленных пунктом 6 части 2 ст. 55 (отсутствуют вступившие в силу постановления об АП; совокупная сумма исполненной декларантом обязанности по уплате таможенных и иных платежей за три календарных года, составляет не менее 7 миллиардов рублей и т.д.).

Г-жа Ионичева продемонстрировала выдержку из заключения об оценке регулирующего воздействия на законопроект: «Разработчиком ни в сводном отчете, ни в иных представленных материалах не приведены убедительные доводы и (или) расчеты в пользу установления указанных выше предельных значений показателей совокупной суммы исполненных денежных обязательств по уплате таможенных платежей и совокупной стоимости активов декларанта». И указав на сопутствующие проблемы возврата обеспечения (п. 10 ст. 67 ТК ТС), и проблемы, связанные с корректировкой таможенной стоимости, Валентина Николаевна в своем докладе озвучила следующие выводы:

  1. Размер обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов значительно превышает размер подлежащих уплате таможенных платежей.
  2. Возникают проблемы с возвратом суммы денежного залога.
  3. Практика корректировки таможенной стоимости в разных таможенных органах различна.
  4. В настоящее время не предусмотрены ограничения по расчету размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей.
  5. Требуется автоматизация процедуры расчета обеспечения при минимальном участии таможенного инспектора.

Валентину Николаевну по поводу возможности возврата обеспечения поддержал генеральный директор ООО «РусБалт» Арановский Владимир Ильич, он рассказал о практике возвратов их компанией. Согласно п. 9 ст. 149 ФЗ «О таможенном регулировании» № 311-ФЗ, заявление о возврате (зачете) денежного залога подлежит возврату лицу, внесшему денежный залог в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей без рассмотрения (но с мотивированным объяснением причин невозможности рассмотрения), в случае отсутствия в этом заявлении требуемых сведений и (или) непредставлении необходимых документов. А срок рассмотрения заявления составляет 21 рабочий день (30 календарных дней), да и пакет документов получается очень громоздким.

Как пояснил Владимир Ильич, таможня все отказы обосновывает, но происходит это только через 30 календарных дней (а иногда сроки не соблюдаются), и компании приходится начинать все сначала и не факт, что в новое заявление не закрадется новая ошибка. Таким образом, возвращать денежный залог можно очень долго. Г-н Арановский предложил возвращать обеспечение на единый лицевой счет участника ВЭД на основании внесенных изменений в декларацию на товары, без заявления, чтобы участник ВЭД мог использовать эти деньги для других ДТ, а в случае, если участник ВЭД хочет вернуть деньги в связи с прекращением деятельности, обязать его предоставлять заявление.

Председатель Совета Петров Георгий Георгиевич попросил прокомментировать доклад г-жи Ионичевой и замечания, поступившие от других членов Совета, начальника отдела администрирования обеспечения таможенных платежей Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России, Фомина Александра Сергеевича. Александр Сергеевич заметил, что это очень серьезный и важный вопрос. И система автозачета в новом законодательстве заложена, т.е. таможенный орган должен будет в течение пяти рабочих дней автоматически зачитывать внесенное обеспечение в счет авансовых платежей, без какого либо заявления. Что касается заявления, то оно будет требоваться, когда обязательства по уплате таможенных платежей не возникло. Например, вы внесли обеспечение под доставку товара, оформили гарантийный сертификат, а товар не пришел, и в этой конкретной ситуации таможенный орган не знает, будет все же товар или его не будет, поэтому в данном случае, для возврата обеспечения необходимо будет подать заявление на возврат. В ситуации дополнительной проверки, для возврата обеспечения, заявления не потребуется. Так же г-н Фомин рассказал о том, что таможенная расписка будет оформляться в электронном виде. А вообще, вопросы корректировок, внесения обеспечения и его возврата еще обсуждаются регуляторами.

Сергей Александрович отметил, что вопрос размера обеспечения весьма актуален и проблема, скорее всего не в расчете размера обеспечения, а в причине, ведь сам расчет – это просто арифметическое действие. Со слов г-на Фомина, это проблема более широкая, так как вопрос стоит в том, что берется за основу расчета обеспечения. Если смотреть норму ТК ТС, 88 статья, то там написано: если сведений не достаточно, то берутся максимальные сведения и по стоимости, например, однородного товара и по ставкам таможенных пошлин. В настоящее время внедряется норма расчета размера обеспечения, и осуществляться такой расчет будет автоматически, но первичные данные будет все равно вводить инспектор. А в этом и есть претензия бизнеса к таможне. Т.е. проблема в том, что берется за основу расчета. Например, для дополнительных проверок для обеспечения должна браться дельта между тем, что уплачено и тем, что должно быть уплачено, и именно эта дельта должна вноситься как обеспечение. Нормы нового Кодекса не допускают возможности отклонений: для одних – поменьше, для других – побольше. И это законодательство мы уже не сможем поменять. Но есть особенности, допускающие отклонения при генеральном обеспечении, т.е., например, если надо внести рубль, то по факту можно будет внести 50 копеек. Такой подход заложен для транзита. Исходя из всего этого, в части автоматизации, наверное, надо будет идти по другому пути, может быть по пути перехода к генеральному обеспечению. Это намного удобнее, особенно для тех, кто постоянно возит товары и у кого постоянно возникают дополнительные проверки. Вообще, надо заметить, что данная тема достаточно дискуссионная. И этот раз не исключение, не все присутствующие были согласны с мнением г-на Фомина.

С информацией о работе ЕЭК по подготовке и принятию решений, предусмотренных Таможенным кодексом ЕАЭС выступила заместитель начальника отдела таможенного законодательства департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК, Селиванова Мария Анатольевна. Мария Анатольевна рассказала о Решениях ЕЭК по вопросам в сфере таможенных правоотношений, которые должны вступить в силу под реализацию нового таможенного кодекса с января 2018 года. Большинство Решений уже принято. По словам г-жи Селивановой, 12 и 19 декабря на Коллегии и на Совете будут обсуждаться проекты оставшихся Решений, и пока остаются разногласия по таким актам, как Решения по Свободным экономическим зонам и по товарам, перемещаемым физическими лицами. Но Комиссия обещает завершить решение всех вопросов к началу наступающего года.

По проблемным вопросам маркировки товаров в соответствии с требованиями, установленными в рамках ЕАЭС, докладывала советник генерального директора группы компаний «СВ-ТРАНСЭКСПО», Лякишева Марина Всеволодовна. Марина Всеволодовна осветила вопросы маркировки товаров знаком обращения на рынке ЕАЭС и маркировки, предназначенной для прослеживаемости товара от производителя до покупателя, продемонстрировала неоднозначность толкования норм по вопросам маркировки знаком ЕАЭС, рассказала, почему России не выгодно маркировать товар вне территории стран-участниц ЕАЭС, и в отношении каких товаров планируется введение обязательной маркировки средствами идентификации.

В конце доклада Марина Всеволодовна задала вопрос: целесообразно ли подменять государственную систему прослеживаемости товаров на затратную для бизнеса дополнительную к иным систему маркировки товаров? На вопрос Марины Всеволодовны ответил Георгий Георгиевич Петров. Он сказал, что в рамках бизнес диалога, который ТПП осуществляет совместно с ЕЭК, вопросы маркировки поднимались неоднократно. Как показывает практика других союзных государств (в Армении маркируется более 40 товаров, а в Беларуси – более 20), маркировка дает свои положительные результаты – отсутствие контрафакта, теневой экономики, собираемость налогов и т.д. Позитив заключается в том, что у РФ четкая договоренность с ЕЭК, что перечень маркируемых товаров не будет расширяться без консультации с ассоциациями бизнеса. Скорее всего, после шуб, первым, на что потребуется нанесение маркировки – будут лекарства, хотя уже принято решение о маркировке обуви. Обувное сообщество импортеров идет на это, и пилотный проект начнет работать с 1 января 2018 года. Что касается системы отслеживаемости и контроля, вопрос не стоит – надо или не надо, ее необходимо делать, но делать так, чтобы она работала. И не надо преувеличивать расходы бизнеса, радиочастотная метка стоит порядка 10 центов.

Это был последний Совет ТПП в этом году. Председатель Совета Петров Георгий Георгиевич поздравил всех участников с наступающим Новым годом и призвал продолжить работу в следующем году.

"Альта-Софт"