20.04.06

13 таможенных проблем Грефа

Для управления таможенными пунктами пропуска на границе будет создано специальное федеральное агентство, об этом по итогам заседания Правительства РФ, на котором рассматривались основные направления таможенной политики на 2007 - 2009 годы, сообщил глава Минэкономразвития РФ Герман Греф. Новое федеральное агентство войдет в состав Минэкономразвития, станет балансодержателем всех приграничных таможенных постов и будет отвечать за их содержание. Что же касается помещений и оборудования тех пунктов пропуска, которыми сегодня владеют частники, то государство намерено их выкупить.

Всего в стране на границе 13 таких "частных таможен" - на их выкуп потребуется не менее 1 млрд рублей. Правда, средства на это в бюджете на 2006 год не предусмотрены, но "если целесообразность выкупа будет обоснована, то данные средства будут обеспечены", - заявил Герман Греф .

Напомним, 10 апреля на совещании с кабинетом министров глава государства Владимир Путин назвал "экономическим экстазом" нынешнюю ситуацию на таможенных пунктах пропуска на границе. "Когда мы на границе наведем порядок? Когда мы прекратим практику, согласно которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем большинстве пунктов перехода?", - заявил президент.

И для того, чтобы искоренить такое приграничное "государственно-частное партнерство", глава государства потребовал "выделять таможне соответствующие средства, чтобы они сами имели возможность оборудовать эти переходы. Пока вы этого не сделаете, все время будут идти ссылки на то, что нет денег. Поэтому они, таможенники, вынуждены пользоваться услугами бизнес-структур. А бизнес-структуры, соответственно, начинают пользоваться услугами таможни, причем часто в обход действующего законодательства и интересов экономики страны". Греф в ответ отметил, что порядок на границе планируется навести за два года, на что Путин заявил - "долго", "Вы же представляете масштаб потерь для экономики страны?" - и потребовал от премьер-министра Михаила Фрадкова в самые ближайшие дни "заслушать отдельно этот вопрос".

По данным Минэкономразвития, сегодня в России действует 413 таможенных пункта пропуска, из них 59 железнодорожных находятся на балансе РЖД, 7 речных и 29 морских Минтранса, 18 воздушных эксплуатируются аэропортами, еще 13 принадлежат компаниям без государственного участия.

Так вот, по мнению рыночных аналитиков, президентский гнев вызвали те самые 13 пунктов пропуска, принадлежащие коммерческим организациям, в первую очередь, таможенным брокерам, а также различным бизнес-структурам, активно осуществляющим экспортную деятельность.

Хотя из этого обстоятельства таможня никогда не делала секрета. Начальник отдела по взаимодействию со СМИ Уральского таможенного управления, капитан таможенной службы Алексей Щербаков в беседе с Накануне.RU напомнил, что проблема "частной границы" уже поднималась в официальном издании Федеральной таможенной службы журнале "Таможня". Так вот, ситуация, действительно, такова, что часть приграничных пунктов пропуска, вернее, их административно-хозяйственные комплексы (здания, отдельное техническое оборудование, коммуникации и прочее), сегодня принадлежит частному бизнесу. Но в этих комплексах располагаются все, предусмотренные законом, государственные правоохранительные и контролирующие органы (пограничная и таможенные службы, транспортная инспекция, карантин растений, роспотребназдзор и другие). То есть, все формальности, связанные с перемещением через госграницу физических лиц, а также товаров и транспортных средств осуществляются госорганами.

По мнению таможенников, проблема в том, что многие компании, участники внешнеэкономической деятельности, недовольны величиной сборов, устанавливаемых администрациями, то есть владельцами инфраструктуры этих пунктов пропуска. "Под сборами понимаются не налоги и платежи в бюджет государства, а оплата околотаможенных услуг, в том числе услуг страховщиков, таможенных брокеров, хранение товаров на складах и другие коммерческие услуги, предоставляемые при осуществлении внешнеторговых операций, - объясняет Алексей Щербаков, - Данные виды коммерческой деятельности предусмотрены законодательством". Однако госорганами околотаможенные услуги не оказываются, подчеркнул он.

Такая проблема "частных таможен" наиболее характерна для Дальнего Востока, где частному капиталу принадлежат 10 пунктов пропуска. В 90-х годах основной объем финансирования обустройства границы был направлен на европейскую, а затем на южную границы, отмечает Алексей Щербаков, поэтому на Дальнем Востоке задачу "прикрытия границы" попытались решить за счет передачи обустройства и эксплуатации таможенных постов в частные руки. В зоне Уральского таможенного управления, заметил он, все автомобильные пункты пропуска (9) находятся на балансе таможенных органов, железнодорожные (4) РЖД, воздушные (8) местных администраций, администраций субъектов РФ, аэропортов.

При этом таможенники уверяют, что проблема нехватки помещений и недостаточной оборудованности таможенных постов, отнюдь не основание для обвинений в "сращивании" таможенных органов и бизнеса. "В 2004-2005 году были сданы в эксплуатацию всего два новых, модернизированных поста в Челябинской и Курганской таможне на российско-казахстанской границе в зоне контроля Уральского таможенного управления. Строительство и оборудование новых постов предполагают существенные финансовые затраты, поэтому в условиях ограниченного бюджетного финансирования, часть помещений, из занимаемых на сегодняшний день таможенной службой, арендуется, и оплата аренды производится за счет бюджетных средств, - говорит главный государственный таможенный инспектор пресс-службы Уральского таможенного управления Татьяна Цветова, - На балансе других структур может числиться сугубо само помещение и прочая инфраструктура, коммерческим может быть только околотаможенный сервис, а все таможенные пункты пропуска, как внутренние, так и расположенные на границах, принадлежат Федеральной таможенной службе, государству, и финансируются полностью за счет федерального бюджета, и все сотрудники на постах - госслужащие. Никаких коммерческих услуг мы не оказываем".

В екатеринбургском аэропорту "Кольцово", в свою очередь, отмечают, что все государственные службы таможенный, пограничный и иммиграционный контроль, служба ветеринарного надзора и карантина растений обеспечиваются аэропортом необходимым оборудованием и помещениями, причем не на условиях аренды, а на безвозмездной основе. При этом, заметим, затраты аэропорта не компенсируют ни региональный, ни федеральный бюджеты. "Аэропорт берет на себя все затраты по предоставлению госслужбам помещений и необходимого технологического оборудования, вплоть до оборудования мебелью служебных кабинетов, - рассказала Накануне.RU директор по связям с общественностью ОАО "Аэропорт "Кольцово" Юлия Федотова, - Это связано с необходимостью соответствия аэропорта его международному статусу, обслуживания международных рейсов, пассажиров и грузов, на соответствующем высоком уровне". По ее словам, аналогичная схема взаимодействия с госслужбами во всех международных аэропортах страны. И сейчас сложно представить, как можно вывести за территорию аэровокзального комплекса аэропорта, к примеру, таможенную службу: "Работа таможенной службы встроена в технологию приема и отправки пассажиров всех международных рейсов, обслуживающихся в "Кольцово". Такая идея повлечет за собой проблему обеспечения таможенников отдельным помещением, аэровокзалом, изначально принадлежащим только государству", - считает представитель аэропорта "Кольцово".

Между тем, заметим, есть и такие таможенные посты, которые располагаются на территории крупных промышленных предприятий, осуществляющих большие объемы экспортно-импортных торговых операций. На Южном Урале, например, это Челябинский металлургический завод, в столице Среднего Урала Екатеринбургский завод по обработке цветных металлов. Еще один специализированный таможенный пост в Екатеринбурге расположен на территории крупнейшего в городе склада временного хранения грузов, принадлежащего частной компании ЗАО "УралТрансТехКом". В Уральском таможенном управлении утверждают, что такой симбиоз не наносит вред государству. "Есть таможенные посты, расположенные на территории крупных промышленных предприятий, потому что их объемы экспортно-импортных торговых операций огромны", - уверяет главный государственный таможенный инспектор пресс-службы Уральского таможенного управления Татьяна Цветова .

Однако независимые рыночные эксперты такие заявления таможенников склонны ставить под сомнение. Аналитик ИК "ФИНАМ" Владислав Кочетков отмечает, что бизнес-структуры, близкие к владельцам "частных" таможен, те же крупнейшие промышленные предприятия, на чьей территории располагаются таможенные посты, "скорее всего, получают разного рода привилегии при таможенном оформлении грузов". "Но оценить реальный масштаб потерь для экономики страны практически невозможно", - говорит он. Другой эксперт, представитель одной из таможенных брокерских компаний, работающих на уральском рынке, приводит в пример деятельность не так давно созданного в регионе одним крупным бизнесменом таможенного терминала, причем ориентированного на конкретные группы товаров. "На сегодняшний день вокруг пяти товарных позиций создана структура, которая состоит из специализированных помещений для хранения грузов и спецавтотранспорта, который этот груз перевозит, а также госслужб, которые дают разрешительную документацию на перемещение этих товаров. То есть, один предприниматель сумел у себя на одной площадке собрать все, что только можно предложить клиенту, - говорит собеседник Накануне.RU , - Естественно, что у него на территории располагается и специализированный таможенный пост, который оформляет только эти пять кодов товарных позиций. Кроме таможенников, там располагаются и представители других госслужб".

Спрашивается, разве это плохо, что есть возможность в одном месте задекларировать груз, осуществить его таможенное оформление, воспользоваться услугами страховой компании, заказать специализированный автотранспорт и так далее? С одной стороны, нет - частный предприниматель по собственной инициативе организовал условия, благоприятные, как для компаний, осуществляющих экспортно-импортные операции, так и для деятельности госслужб.

Но с другой стороны, это тот самый пример монополии, когда владелец инфраструктуры самостоятельно устанавливает размеры сборов на все околотаможенные услуги, связанные с перемещением товаров через таможенный пост. Более того, предприниматель этот получает и разного рода привилегии при таможенном оформлении своих грузов. "Мы живем в России, естественно, что все решают деньги, все решают отношения. Грузы этого бизнесмена, конечно, оформляются по "зеленой" и на какие-то мелочи закрываются глаза. Это пресловутый человеческий фактор", - говорит наш собеседник.

Кстати говоря, не только планы выкупа пунктов пропуска, но и борьба с коррупцией и должностными преступлениями уже давно вписаны в разнообразные концепции деятельности таможенной службы. Так, поправки в федеральную программу "Государственная граница" и новая целевая программа "Развитие таможенных органов до 2010" предполагают целый комплекс мер, направленных на "кардинальное улучшение таможенного администрирования на границе РФ", - так сформулировал основную задачу, стоящую перед таможенными органами страны, глава Минэкономразвития Герман Греф.

Это и размещение таможенных органов только в помещениях, являющихся федеральной собственностью, и обустройство таможенной границы, и развитие приграничной инфраструктуры, оснащение современными техническими средствами таможенного контроля, создание современных складских таможенно-логистических терминалов, и создание единой структуры, отвечающей за строительство, эксплуатацию и содержание пунктов пропуска, коей станет новое федеральное агентство в составе Минэкономразвития. В том числе, заметим, предполагалось разработать и внутриведомственную программу "Борьба с коррупцией и должностными преступлениями в таможенных органах". Эффект от реализации всего комплекса мер, как ожидается, составит 160 млрд рублей дополнительных бюджетных поступлений в год (для сравнения, в 2005 году в федеральную казну было перечислено более 2,1 трлн рублей таможенных платежей).

Однако эксперты рынка, вопреки оптимистичным заявлениям главы Минэкономразвития, сильно сомневаются в том, что реализован будет весь комплекс мер. Уж слишком большой это объем средств, чтобы оборудовать один досмотровый комплекс, который с высокой скоростью позволяет досматривать железнодорожные вагоны или работать в морских портах, нужно $50-70 млн. Во-вторых, если власти всерьез намерены решить глобальную проблему коррупции в госорганах, говорят эксперты, вряд ли эффективным окажется выкуп у частников помещений или строительство альтернативных таможенных пунктов. "Что помешает, скажем так, крупному предприятию "сраститься" с таможней на ее территории?", - задается вопросом представитель одной из брокерских структур, работающей в уральском регионе. И с ним согласен эксперт ИК "ФИНАМ" Владислав Кочетков: "Эта мера направлена не столько на снижение коррупции, сколько на увеличение прозрачности экономики, однако насколько эффективны предлагаемые меры и значительно ли увеличатся таможенные платежи, прогнозировать сложно". К тому же, по мнению экспертов, справиться с "хозяйствующей ролью" могла бы и сама Федеральная таможенная служба (ФТС), зачем в недрах Минэкономразвития создавать новое федеральное агентство? "Не уверен, что это шаг верный, по крайне мере, раздувается штат, а отдача не очевидна", - отмечает Владислав Кочетков .

Эксперты сходятся во мнении, что возможность для коррупции, в госорганах искоренить невозможно или, как минимум, крайне сложно. Тем более, что такое "государственно-частное партнерство" сложилось исторически. "Возникновение "частных" таможенных пунктов стало возможно из-за хронического недофинансирования ФТС в 90-е годы прошлого века, тогда проблемы решались за счет привлечения частного капитала, что привело сейчас к возникновению новых, более существенных проблем, - говорит Владислав Кочетков из ИК "ФИНАМ", - ФСТ достаточно коррумпированный госорган, по крайней мере, судя по числу уголовных дел, которые периодически возникают. Здесь нельзя ни учитывать такую проблему, как пресловутый "человеческий фактор", потому что за 90-е годы таможня тесно "сраслась" с бизнесом, и эти масштабные связи связи невозможно разорвать какими-то полумерами, одним выкупом помещений".

В любом случае, в ближайшее время ситуация кардинально не изменится. Даже если "частные таможни" выкупят, все остальные проблемы отрасли останутся. Чтобы решить их в комплексе, по плану ведомства Грефа, потребуется, как минимум, три года при достаточном финансировании. А президент, сказал:"Долго..."

nakanune.ru 20.04.06