23.08.05

Чтобы не морочить друг другу головы

Самый амбициозный интеграционный проект на постсоветском пространстве - Единое экономическое пространство (ЕЭП) с участием Беларуси, Казахстана, России и Украины можно считать похороненным. После переговоров со своим российским коллегой Германом Грефом украинский министр экономики Сергей Терехин объявил о выходе Украины из ЕЭП и о переходе на двусторонний формат отношений с Россией. Официальные лица в Киеве оценили это заявление как преждевременное, но по сути Терехина не опровергли. Получив выгоду от первого этапа формирования ЕЭП - создания зоны свободной торговли, Украина отказывается от дальнейшего сближения, так как это не соответствует ее новой стратегической цели - интеграции с ЕС.

Артековский сговор

Визит российского министра в Киев должен был внести ясность в дальнейшее развитие российско-украинских экономических отношений. Цель была достигнута: после состоявшихся в минувшую пятницу переговоров с главой российского Минэкономразвития Германом Грефом украинский министр экономики Сергей Терехин заявил, что его страна собирается отказаться от участия в ЕЭП и перейти на двусторонний формат отношений с Россией. Мы создадим с Россией специальный комитет, где будем разбирать все наши двусторонние проблемы, и, видимо, после создания комитета Украина откажется от участия в ЕЭП. Это делается для того, чтобы не морочить друг другу головы , - пояснил Терехин. Россия и Украина, по его словам, и так потеряли из-за ЕЭП около года для развития отношений.

На следующий день украинские чиновники постарались смягчить эффект от громкого заявления своего коллеги. Это были рекомендательные тезисы двух министров двух стран, и исключительно так они воспринимаются", - заверила премьер-министр Юлия Тимошенко. Это не является окончательной позицией Украины , - вторил ей министр иностранных дел Борис Тарасюк. Однако по существу слова Терехина никто не опровергал - просто официально о "разводе" приличнее объявлять на уровне президентов, а не министров двух стран.

После выхода Украины самый амбициозный интеграционный проект на постсоветском пространстве - создание единого экономического пространства четырех государств (Беларуси, Казахстана, России и Украины) просто потеряет смысл. Другие члены "четверки" - Россия, Казахстан и Беларусь и так уже интегрируются в рамках ЕврАзЭС и российско-белорусского Союзного государства.

Курс на сближение

Сам Терехин, разъясняя свою позицию, постарался представить ее как реакцию на предложения российской стороны. Впервые в истории переговоров с РФ Герман Греф заявил, что он и Россия видят проект ЕЭП как проект таможенного союза с созданием единой тарифной сетки для импортных товаров в пределах наших границ и наднационального органа по таможенно-тарифной политике , - заявил Терехин. Украине же, с его точки зрения, невыгодно идти ни на формирование общего импортного тарифа с Россией, ни на создание наднационального органа.

Такие объяснения звучат несколько странно, ведь ничего нового Греф Терехину не сообщил. Когда в сентябре 2003 года в Ялте президенты России, Украины, Беларуси и Казахстана подписывали декларацию об образовании ЕЭП, они предполагали создание всех тех механизмов, что теперь не нравятся Украине.

Так, сначала на территории четырех государств должна быть создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, что означает отказ членов ЕЭП от применения во взаимной торговле антидемпинговых и других защитных мер. Позднее предполагалось создать полноценный таможенный союз, то есть сформировать единый таможенный тариф на внешних границах "четверки". Для регулирования таможенно-тарифной политики должен быть создан наднациональный орган.

Наконец, последний этап формирования ЕЭП предполагает скоординированную экономическую политику, вплоть до выравнивания на территории "четверки" цен на энергоносители и тарифов естественных монополий. Для России было особенно важно, что участники ЕЭП обязались координировать переговоры по вступлению в ВТО, чтобы стать ее членами на сходных условиях. И Россия, и Украина находятся на завершающем этапе пути в ВТО, и в Москве опасаются, что Украина, оказавшись там раньше, начнет предъявлять дополнительные претензии по поводу открытости российских рынков.

Виртуальное пространство

Возглавлявший Украину в 2003 году Леонид Кучма вполне сознательно пошел на вступление в ЕЭП. Киев привлекли выгоды первого этапа создания зоны свободной торговли. Украинским производителям нужен свободный доступ на российский рынок. В России сейчас действуют ограничения на импорт таких стратегических для украинской экономики товаров, как сахар, спирт и трубы. Со своей стороны Москва рассчитывала с помощью четверки сохранить не только экономическое, но и политическое влияние на Украине. Эти расчеты подкреплялись надеждой на победу на президентских выборах 2004 года пророссийского кандидата - украинского премьера Виктора Януковича. Поэтому после подписания Декларации о ЕЭП Россия последовательно шла на уступки Украине: была достигнута договоренность об отмене всех ограничений режима свободной торговли к 2012 году, а по сахару - уже с 2007 года. Кроме того, Россия с 2005 года перестала брать НДС с нефти и газа, экспортируемых на Украину. В результате налог стал взиматься по принципу страны назначения, что пополнило украинский бюджет на 800 млн. долларов.

Отдачи от такой политики Москва не получила. Украинская сторона и во времена Кучмы и Януковича требовала новых уступок, например создать зону свободной торговли не к 2012 году, а раньше. При этом никаких четких обязательств в отношении скоординированного вступления в ВТО и создания наднациональных органов ЕЭП Украина на себя не брала. Во многом из-за позиции украинской стороны ни одного соглашения прямого действия в рамках ЕЭП за два года так и не было подписано. Единое пространство оставалось виртуальным.

Своя рубашка ближе

После "оранжевой революции" провал проекта ЕЭП стал очевиден. Приоритеты нового украинского руководства были определены четко - вступление в ВТО и интеграция с ЕС. По некоторым данным, Украина практически готова открыть для торговых партнеров агропромышленный и лесобумажный комплексы, мебельную и легкую промышленность, черную и цветную металлургию. Для России ускоренное вступление Украины в ВТО чревато реимпортом через Украину товаров из "третьих стран" на сумму 5 млрд. долларов в год.

Так что Москве имеет смысл поймать на слове украинского министра экономики и действительно перейти на двусторонний формат отношений. Фиктивное членство Украины в ЕЭП и так уже довольно дорого обошлось российской экономике.

Газета