11.11.08

Частное мнение о российской логистике

Вопросы задает корреспондент "Ведомости/Недвижимость", Мария БУНИНА.

1. В настоящее время рынок логистических услуг в России развит не совсем хорошо. То есть в регионах ощущается явная нехватка этой услуги. Получается, что клиенты логистических компаний вынуждены сначала привозить все в несколько крупных городов, например, в Москву, Питер, Новосибирск. И уже оттуда везти по регионам. Это, в свою очередь ведет к дополнительным операционным расходам и влияет на конечную стоимость товара. Хочется понять: что в настоящее время несовершенно в российской логистике и почему приходится делать столько лишних шагов?

Ответ: Без легкого погружения в историю логистики не ответишь на этот вопрос. Действительно, российская логистика выросла из крупных городов-миллионщиков.

Во-первых, потому, что она здесь была в первую очередь востребована. Ведь если вспомнить историю логистики, то сразу приходит на ум воспоминания еще не так далекого 1988 года, когда впервые государство разрешило широко заниматься бизнесом. И уже в 1991 году начали появляться первые ростки логистического бизнеса. И Ваш покорный слуга, со своим компаньоном начал принимать заказы на сборку, хранение и доставку до дверей заказчика грузы из разряда ТНП (Товары Широкого Потребления). Во-вторых, в те времена Москва, поистине, являлась большим рынком, складом и транспортным узлом всей России. Здесь находились основные финансовые ресурсы, штаб-квартиры торговых компаний, и основные мозги будущей российской логистики. Затем логистика начала распространяться в другие города, прежде всего в Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и другие города России. Причем, развитие, таким образом происходило не абы как, а по заказу сетевых торговых корпораций, их дистрибьюторов и ряда производителей. В те времена основные товарные запасы было безопасно и тогда еще выгодно хранить в Москве по большому ряду причин. Это был самый большой и самый активный рынок потребления, изобилие управленческих кадров любого уровня, относительно низкие зарплаты, много не работающих заводов, подвалов и чердаков где хранились товары, транспортная развитость Московского региона и многое другое. По этим, выше перечисленным причинам, до сих пор логистика крупнейших городов России превалирует над всеми остальными российским городами. Сейчас появились дополнительные экономические причины, что бы оставить такую централизацию логистики с основными складскими запасами для всея Руси. Так, например, заработная платы в крупных городах России по ряду логистических специальностей сравнялась со столичной заработной платой. В тоже время, открыть полноценный логистический центр в регионе, с разумной окупаемостью необходим склад площадью от 10.000 м.кв. и инвестиции не менее 2-3 млн. долл. США. Не менее важно в регионах иметь пакет клиентов, способных платить рыночные деньги за качественные логистические услуги. При этом только в последние 2-3 года девелоперы начали строить складские комплексы в регионах, удовлетворяющие современной логистике. В заключение данного вопроса хотелось бы отметить, что совершенство логистики на региональном уровне появится либо с приходом федерального логистического оператора, у которого отработанны все логистические процедуры, достаточно финансовых ресурсов и есть соответствующие заказчики на логистику, либо по тем или иным причинам возникнет качественный региональный логистический оператор и удовлетворит местный спрос на услуги.

2. Как можно оптимизировать существующую систему логистики? То есть что, нужно добавить или наоборот убрать, чтобы улучшить и максимально облегчить связку "логистическая компания - ее клиент - конечный пункт доставки"?

Ответ: Если ответить совсем просто, то сказал бы так, необходимо время для проникновения современной российской логистики в удаленные регионы нашей необъятной Родины. А если в более широком понимании, то конечно необходим большой перечень условий, что бы российская логистика выполняла все более масштабные задачи клиентов, назовем их. Как всегда по порядку, во-первых, необходимы длинные и относительно дешевые финансовые ресурсы для активного развития логистических операторов, широкие возможности от лизинговых компаний для более комфортных поставок специализированного складского оборудования: высотные стеллажные системы, погрузочная техника, современные WMS-системы электронного учета движения товаров по складу. Во-вторых, крайне необходим образованный и обученный персонал, для качественной и производительной работы в операциях по складу, менеджеры-логисты, способные объемно понимать логистические задачи и быстро, не колеблясь, принимать правильные решения. В-третьих, материальная база, т.е. современные складские комплексы. В-четвертых, обязательно необходима государственная поддержка российских логистических операторов в законодательном плане, и не исключаю, что и в финансовом. Так же необходимо большее количество средних учебных заведений, преподающих линейные специальности, такие как водитель кар и штабелеров, операторы WMS-систем, учетчики товаров и др. Оптимизировать современную логистику сможет только Его величество рынок и конечно клиенты, которым эти услуги и необходимы.

3. На пресс-конференции вы говорили, про проект "Великий Шелковый Путь", который должен объединить крупные регионы. Есть ли какие-то подвижки в этом проекте и как обстоят дела с его реализацией в настоящий момент?

Ответ: Наш логистический проект "Великий Шелковый Путь" - www.gsway.ru был разработан как раз для того, чтобы с начало спрогнозировать, затем спланировать, а лишь потом приступить к последовательной реализации этого масштабного плана по развитию, прежде всего региональной логистики по определенным стандартам современного бизнеса. И так как данный проект был разработан еще на стыке 2005-2006 годов, когда еще девелоперское движение по строительству современных складских комплексов только начинало свой путь, нам не удалось запустить его в том виде, как мы для себя это видели. В тот период мы даже подписали протокол о намерениях с компанией Merrill Lynch на сумму в 600 млн. долл. США, однако из-за определенных разногласий финансирование нашего проекта так и не было открыто. Тем не менее, создав в начале 2007 года на интеллектуальной платформе ЕМСТС, нового логистического оператора ЗАО "Smart Logistic Group" - www.slg.ru , я с партнером Владимиром Афанасенко приступил к реализации новой версии нашего проекта "Великий Шелковый Путь". Коротко в чем ее суть. Если ранее мы хотели при реализации нашего проекта выступать в качестве и девелопера и логистического оператора, то сейчас мы данный подход изменили. Сейчас мы при реализации логистического проекта "Великий Шелковый Путь" опираемся на 1-2-х крупнейших российских девелоперов в части складской базы на основе долгосрочных аренды, а все собственные финансовые и интеллектуальные ресурсы тратим на развитие и продвижение сетевого логистического оператора ЗАО "Smart Logistic Group". Причины смена курса две: Во-первых, в период 2006-2007 гг. появились профессиональные девелоперы в складской недвижимости, и прежде всего наш стратегический партнер, крупнейший российский девелопер "Евразия Логистик" - www.ealog.ru и у нас отпала необходимость строить самим складские комплексы. Во-вторых, на российском рынке значительно увеличилась конкуренция в части предоставления высококачественных логистических услуг для ключевых игроков, таких как сетевые гипер и супермаркеты, транснациональные торговые корпорации и ключевые федеральные дистрибьюторы, не имеющие собственной логистики. При этом мы повторяем в развитии те же логистические модели западных рынков. Ведь там, за редким исключением, практически нет и девелоперов и логистических операторов в одном "бокале". Первый наш масштабный шаг по "Великому Шелковому Пути" мы сделали в июле 2008 года, открыв свой первый крупный филиал "SLG-Домодедово" в Московской области, Домодедовском районе, общей площадью 85.000 м.кв. В ближайшем будущем мы планируем открыть филиалы еще в пяти городах, в частности, в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани и Волгограде.

Председатель совета директоров ЗАО "Smart Logistic Group",
Владимир ЕЛИН.



Ответы Председателя совета директоров ЗАО «Smart Logistic Group», Елина В.А., на вопросы заместителя главного редактора журнала "Электроника: производство и торговля" А. Гудко

1. Как изменяется соотношение сил между профильными (транспортные компании, владельцы складов) и непрофильными игроками (оптовики, ритейлеры)?

Ответ: В настоящее время ситуация не сильно отличается от прошедшего 2007 года в сфере профессиональной логистики (складской оператор, транспортная компания, федеральный таможенный брокер) и непрофильными игроками (дистрибьюторами, оптовиками, ритейлерами). Каждая из профильных компаний борется за рынки сбыта и совершенствуется в своей области. Таким образом, компании приходят к пониманию, что лучше прилагать максимум усилий исключительно в своей сфере и передать «лишние» операции на аутсорсинг. Однако это удается и понимается не всеми, поэтому с разным успехом компании переходят на логистический аутсорсинг. Тем не менее, в будущем тенденция к узкой специализации и передачи аутсорсерам логистических услуг из-за дефицита специалистов, роста уровня заработной платы, усиления налогового администрирования приведет к неизбежной четкой специализации.

2. Как обстоят дела со строительством складских помещений, каково их качество и соотношение спрос-предложение на различные классы площадей (считать, что клиенты – производители и продавцы бытовой техники и электроники в т.ч. телефонов)? В какой степени реальное качество соответствует заявленной классности?

Ответ: Определенное временное насыщение складами класса «А» и частично класса «Б» существует лишь в ряде крупнейших городов таких как, Москва, Санкт-Петербург, менее обеспечены Екатеринбург, Волгоград, Ростов на Дону и др. Активнее всего действует в сфере девелоперства промышленной недвижимости «Евразия логистик», стратегический партнер «Smart Logistic Group». Так «Евразия логистик» построила 1-ю и 2-ю фазы своих Логопарков в Москве, СПб, Екатеринбурге, Новосибирске, и 1-ю фазу в Казани. У других девелоперов, например, МЛП, Райвен групп, РосЕвроДевелопмент есть только локальные проекты в отдельных городах РФ. Причем, вышеупомянутые компании строят только склады класса «А». Склады класса «Б», это обычно реконструируемые заводские цеха либо бывшие складские базы реализуют региональные девелоперы. Хороший пример для складов «Б» класса Терминал Солнечный, реконструкцию которого в Московском регионе недавно закончил девелопер KFS-Group и Корпорация «ЕМСТС». Продавцы бытовой техники, электроники, включая телефоны, предпочитают снимать в долгосрочную аренду склады класса «А». Так у компании «SLG-Домодедово» в аренде находится компания «Связной» и ведутся переговоры на складские услуги с рядом крупных производителей бытовой техники и электроники. В основном, если компания-девелопер заявляет, что строит склад класса «А», то она его обеспечивает. Другое дело в том, что ряд девелоперов на начальном этапе сдают склады с существенными недоделками, в период устранения которых, нельзя считать заявленный склад класса «А» таковым. Например, если в складе не смонтирована система пожаротушения, или не построены маневровые площадки, подъездные пути ж/д, авто по проекту, что является отличительной чертой класса «А». Однако, постепенно все эти недоделки устраняются и класс «А» подтверждается.

3. Какие инструменты конкурентной борьбы сегодня «в моде» на рынке логистических услуг (расширение спектра услуг, очень внимательное отношение к клиенту, другое)?

Ответ: В конкурентной борьбе между логистическими операторами применяется весь спектр преимуществ перед конкурентом. Это и расширение спектра логистических услуг и ценовые регуляторы на оказываемые услуги, и повышение качества обслуживания с регистрацией сертификаты ISO 9001, сюда входит, так же внедрение новейших технологий в производстве логистических услуг, в частности внедрение современных систем учета движения товара по складу – WMS. Существуют и внедряются современные системы клиентских программ, позволяющих быть внимательнее к клиенту и оперативнее реагировать на его меняющиеся интересы. Но самое главное, это работа с кадрами компании занимающейся логистическими услугами, обучение и сертификация сотрудников компании, финансовое стимулирование сотрудников к качественному и производительному труду.

4. Какие концепции логистических компаний присутствуют сегодня в России, какие их плюсы и минусы? Какие хороши с точки зрения комплексного удобства потребителя (оптимальное соотношение качества, скорости, ассортимента услуг, цены)?

Ответ: До специальных концепций российских логистических компаний пока еще далеко. В Европе и Америке есть компании, работающие в логистике более 100 лет. В России логистика начала развиваться в начале 1990-х годов, тем не менее, существует несколько направлений развития логистических компаний:

• Стремление логистического оператора к универсализации логистических услуг;
• Стремление логистического оператора к предоставлению широкого ассортимента логистических услуг (например, таможенные, транспортные, экспедиторские, складские услуги); • Стремление логистического оператора обеспечить сетевой сервис, в различных регионах РФ;
• Стремление логистического оператора к узкой, лицензионной специализации, например в области хранения медицинских препаратов и лекарств;
Минусы и плюсы таких компаний вопрос спорный, каждый потребитель сам определяет и выявляет эти моменты. Одно можно сказать, что все логистические компании стараются балансировать в пределах цена-качество, иначе их тяжелый труд будет не востребован рынком. Для клиента интереснее те логистические операторы, которые как раз и работают по принципу цена-качество. Кстати говоря, о критерии цена-качество, я уже подразумеваю, что там же учитываются оперативные параметры, такие как скорость обработки услуг, возможность обработки широких массивов ассортимента, и т.д. Для сложных клиентов действуют другие критерии, больше зависящие от рентабельности операций для логистического оператора, в этом случае уже логистический оператор выбирает клиента, а не на оборот.


5. Какие услуги предлагаются логистическими компаниями и насколько они востребованы на рынке бытовой техники и электроники (в т.ч. телефонов)?

Ответ: В основном дистрибьюторы бытовой техники и электроники спокойнее идут на логистический аутсорсинг, нежели дистрибьюторы телефонов. В основном это боязнь за сохранность своего товара, а недоверие к логистическим операторам, возможно так же, что многие «телефонисты» недавно вышли из тени «серого» импорта, тогда как дистрибьюторы бытовой техники и электроники давно работают по белому и поэтому определились с логистическими операторами. В целом же, на Российском рынке востребован весь спектр качественных логистических услуг начиная от таможенной очистки силами федеральных таможенных брокеров, транспортных услуг по международным перевозкам так и по России, и высококачественным услугам по ответственному хранению товара с применением современных методов учета благодаря WMS-системам, так и в увязке с высотным стеллажным хранением.

6. Каково их техническое оснащение на сегодняшний день в плане транспортного обеспечения, наличия достойного уровня складских помещений, ИТ-систем и др.?

Ответ: Любой современный склад класса «А» и «Б» обязан быть оснащен современными стеллажными системами с высотой хранения от 6-8 метров до 12 метров и соответствующими нагрузками на ячейко-место. Обязательна для такого склада современная погрузочная техника, позволяющая работать как с широкопроходными, так и с узко-проходными стеллажами. Причем эффективность по хранению товара для узко-проходных стеллажей на 40% выше, чем для широкопроходных стеллажей. Обычно современная складская погрузочная техника интегрируется с системой WMS - учета движения товара по складу и дает возможность оптимального перемещения техники и по территории склада, а так же оптимального размещения товара на стеллажах. Современный склад обязательно должен быть оборудован одной из современных WMS-систем, позволяющих оперировать большими базами данных по товару с широким ассортиментом, учитывать различные режимы хранения и отпуска товара со склада с различными ограничениями по срокам годности, сочетаемости хранения и многим другим параметрам. Такие системы позволяют в режиме on-line получать различные отчеты о наличии, приходе и отпуске товара, вести статистику по сезонности, предпочтениям и большому количеству других нужных параметров. И конечно информационная безопасность, включающая круглосуточное видео наблюдение, контроль доступа, это основа сохранности товара на складе. Без вышеперечисленных систем склад класса «А» не может существовать и быть вообще полноценным складом.

7. Перевозки, какими видами транспорта бытовой техники и электроники (в т.ч. телефонов) становятся все более популярными, а какие сходят на нет? В чем причина такого положения дел?

Ответ: В перевозках особых изменений не происходит, за одним исключением. На дальние расстояния бытовую технику и электронику сегодня предпочитают возить по железной дороге в контейнерах либо вагонах. Так получается дешевле на общем фоне роста стоимости бензина и дизельного топлива, А транспортная логистика держится на оптимальной цене за маршрут, особенно на большие расстояния. Так же есть изменения в подходе по перевозкам на средние расстояния полномерными фургонами типа Мерседес, Ивека, и др. с экономичными двигателями. Получается, что в среднем на условный пробег по трассе Москва-СПб иномарка тратит 35 литров условного топлива, то МАЗЫ и КАМАЗЫ могут расходовать до 50 литров условного топлива. За месяц работы по указанному маршруту получается экономия до 1000 – 1500 Евро, а это уже заработок. Существуют так же внутригородские проблемы перевозок, в ряде крупных городов в дневное время закрыты городские центры, где пока сосредоточена основная масса потребителей: магазины, супер и гипермаркеты, рынки. Поэтому автоперевозчики начинают присматриваться к новым моделям автомобильной техники имеющей максимальную загрузку при минимальном основном весе авто.

8. С какими основными проблемами сталкиваются компании а) оказывающие логистические услуги внутри страны; б) занимающиеся в т.ч. доставкой грузов из зарубежья?

Ответ: Хочется ответит как всегда: дураки и дороги. Но такой простой ответ не удовлетворит читателя, и живем мы не во времена Некрасова и Гоголя. Так вот основные проблемы, это дефицит персонала, слабая логистическая инфраструктура, включая дороги, отсутствие инвестиций в операционную логистику, дефицит концепций развития логистических операторов, не развитость и слабость рынка логистических услуг в Российских регионах. Отсутствует экономическое понимание в предоставлении логистических услуг складами класса «А». Для международных перевозок существуют другие проблемы. Первая из них, это очереди на переходах границ в Прибалтике, Украине и Финляндии, а причина узкие и не модернизированные под новые нарастающие потоки импорта пограничные переходы. Приграничное вымогательство различных органов. И несовершенство таможенного законодательства РФ, по которому все нарушения связанные с перевозимым грузом вешают в первую очередь на перевозчика. Хотя перевозчик является лишь одним из трех-четырех участников ВЭД.

9. Насколько активно выходят на российский рынок иностранные логистические компании? В чем их сила и слабость?

Ответ: На нашем рынке давно представлены более 10-ка зарубежных логистических компаний, работающих в разных секторах логистики. Авиационная логистика традиционно представлена такими монстрами как DHL, UPS, TNT, FedEx, наземная логистика ФМ логистик, Фига, Франсмаас и др., транспортники Шенкер, Кюнне и Нагиль и др. Причем большинство этих компаний работают в России с начала 90-х годов. Их сила в международном опыте, накопленном за 10-ти летия работы, в современных технологиях управления разработанных впервые на Западе, в больших финансовых возможностях, получаемых через зарубежные банки, культура постоянного обучения своего персонала и система ротации ТОРов. Слабость их в том, что они все-таки думают как иностранцы, а работают, тем не менее, в России.

10. Какие преграды и проблемы вы видите в деле развития прямого импорта? Какому он выгоден, а кому нет и почему?

Ответ: Прямой импорт означает, что в Россию свою продукцию начнут поставлять без посредников основные мировые производители, такие как IBM, Microsoft, Sony, LG, и другие. В настоящее время основные поставки продукции мировых производителей осуществляются через фирмы посредники, осуществляющие импортные операции под ключ. И такие компании в свое время делали это через «черных» брокеров, затем «серых» брокеров. Брокеры зарабатывали, но и поставщикам импортерам было это выгодно. В связи с активной позицией ФТС РФ по борьбе с контрабандой и занижением стоимости импорта, а так же в связи с неоднократными предложениями ФТС импортерам о прямом импорте, т.е. от производителей, лед тронулся. Постепенно открываются представительства зарубежных мировых производителей, в том числе для проведения прямых импортных операций. Так еще в прошлом 2007 г. свое представительство открыла Conica Minolta и др. компании. Думаю проблем быть не должно, по крайней мере, ФТС РФ все делает для того, что бы исключить сложности импортеров-производителей. Прямой импорт выгоден, конечно, и производителям и потребителям, меньше будет контрафакта и «паленой» сборки. Потребители выиграют в надежности оборудования и возможно в цене. Проиграют «серые» брокеры и фирмы посредники, так как их доходы обнулятся.

11. Иностранные компании-клиенты логистов, приходящие на российский рынок, склонны не организовывать самостоятельную логистику, а использовать аутсорсинговые услуги. Что в таком «прозападном» подходе на российской почве положительного и отрицательного для потребителя услуг?

Ответ: Это так, ведь весь цивилизованный запад работает по принципу жесткой специализации в сферах деятельности. Там деньги тратятся по прямому назначению в основных сферах деятельности предприятий. Отделы логистики впрочем, в крупных компаниях есть, но их функции в основном контрольные за бизнес процессами, выполняемыми по аутсорсингу логистическими операторами. Они же, контролируют рыночные цены оператора через постоянно проводимые тендеры на логистические услуги. Положительного в подходе иностранных компаний в отношении российских логистов это ориентир последних на мировые стандарты в предоставлении логистических услуг, как по качеству, так и по цене. Участие в тендерах позволяет логистическому оператору посмотреть на себя через действующие мировые стандарты, и преобразовать свою компанию до рыночного уровня. Опять же большая часть логистических операторов модернизировалась по последнему слову техники не без влияния иностранцев. Отрицательного в работе с иностранными компаниями совсем не много, это попытки занизить цены на услуги логистов благодаря своим тендерам. А собственно для потребителя в этом согласно выше сказанному одни плюсы. Продукция не дорожает, товар во время на полках магазинов в целостной упаковке, дефицита времен социализма нет.

12. Рынок меняется. Как вы видите рынок, достигший состояния стабильности в плане соотношений типов игроков, ниш рынка, транспортных каналов? Когда такое состояние наступит, если наступит вообще?

Ответ: Рынок меняется, и будет меняться в будущем во всех секторах и в области складской логистики, и в транспортной, и в таможенной сфере. На сегодня существует определенная стабильность в этих секторах. Существует большое количество логистических операторов федерального, регионального и местного значения. Их приблизительный перечень можно посмотреть на сайте рейтинга Логистический оператор России – www.prorating.ru . Такая же ситуация и по транспортным компаниям и по таможенным брокерам. Тем не менее, рынок не стоит на месте, компании укрупняются и одни поглощают других. Через 2-3 года на рынке логистических, транспортных и брокерских (таможенные брокеры) компаний произойдут изменения, этих компаний станет меньше, а сами они станут крупнее и приобретут воистину федеральный размер. Так как многие сетевые клиенты желающие получать логистические, транспортные и таможенные услуги в комплексе на всей территории России в идеале от одного логистического оператора. Клиент хочет, мы делаем, в частности наша компания ЗАО «Smart Logistic Group» - что в переводе на русский Группа умной логистики www.slg.ru