07.04.06

Больше не собираться

Лазейка, благодаря которой сборка иномарок в России стала чрезвычайно выгодным делом, скоро может закрыться. Как стало известно Ведомостям , в июне, когда Россия подпишет протокол о вступлении в ВТО с США, чиновники прекратят сбор заявок на получение 15%-ной таможенной льготы для режима промышленной сборки автомобилей. Это зафиксирует неравенство между производителями иномарок в России, констатируют эксперты.

В апреле прошлого года премьер Михаил Фрадков подписал постановление о промышленной сборке автомобилей 166. Оно позволяет компаниям, занятым промышленной сборкой автомобилей (не менее 25 000 в год) и заключившим инвестсоглашения с Минэкономразвития, беспошлинно или с 3%-ной ставкой ввозить в Россию импортные комплектующие. В противном случае пошлина составляет 15%. Предельный срок отверточной сборки для такого проекта 2,5 года. Потом инвестор обязан либо локализовать производство комплектующих, либо отказаться от льготного режима их ввоза и перейти на обычный импорт.

Снижать цену на машину при получении льгот на ввоз автокомпонентов никто не обязывает и льгота попадает прямиком в прибыль производителю, объясняет Александр Агибалов из AG Capital. Его рентабельность может вырасти примерно на 10%, отмечает эксперт. Автопроизводители недолго раздумывали над этой арифметикой: вскоре в России начался настоящий автобум. Полдюжины компаний начали сборку или подали заявки на строительство заводов. Министр экономического развития Герман Греф подсчитал, что привлеченные льготами иностранные компании инвестируют в Россию около $2 млрд. Сколько будет действовать постановление, чиновники не распространялись лишь недавно Греф объявил, что после вступления России в ВТО оно прекратит свое действие. В то же время переговоры о вступлении в организацию наша страна ведет уже второй десяток лет, так что документ можно было считать бессрочным.

Но оказалось, что льготу можно будет получить еще в течение 2-3 месяцев. Действие постановления будет заморожено уже в середине лета, как противоречащее нормам ВТО, признался Ведомостям высокопоставленный чиновник Минэкономразвития. Другой чиновник правительства называет более конкретную дату 15 июня. На этот день намечено подписание протокола с США о вступлении России в ВТО. После этого Минэкономразвития прекратит прием заявок от претендентов. Но те, кто успел подать заявку или уже подписал с Минэкономразвития инвестсоглашение, льготу получат, уверяют чиновники. Они попадут в согласованный с членами ВТО список компаний.

Среди счастливчиков Северсталь-Авто (выпускает по лицензии корейские Ssang Yong и планирует собирать Fiat и Isuzu) и Иж-Авто (Kia Spectra). Заявки на получение льгот также подали Автофрамос (СП Renault и правительства Москвы), CП GM-АвтоВАЗ , Таганрогский автомобильный завод (Hyundai), новосибирские предприниматели, организовавшие сборку китайских Chery, а также АвтоВАЗ с Камазом . Из иностранцев заявку подала только Toyota. Завод Toyota в Санкт-Петербурге заработает лишь через полтора года, но компания еще в середине марта отправила свое инвестсоглашение в Минэкономразвития.

Инвестдепартамент Минэкономразвития уже начал разъяснять инвесторам, что им бы лучше ускориться с подписанием инвестсоглашения, рассказали Ведомостям сразу в нескольких автоконцернах. С Ford, Volkswagen и Nissan ведутся консультации по проектам инвестсоглашений, говорит чиновник правительства. Руководство Volkswagen, многие годы тормозившее принятие решения о строительстве завода в России, уже объявило, что совет директоров компании рассмотрит вопрос о России 20 апреля. Японская Nissan смотрит площадки в Нижегородской, Московской и Калужской областях, но еще не приняла решения, уточняет представитель компании в России Татьяна Натарова. Представитель Штутгартского офиса DaimlerChrysler сообщил, что компания на той же стадии переговоров с Минэкономразвития, что и в конце 2005 г.

Аналитик Метрополя Александр Жуков отмечает, что среди тех, кто уже подал заявки, в основном российские компании или СП. Они-то и получат преимущества. Чиновники создают неопределенность с правилами игры на рынке, что вряд ли понравится инвесторам, констатирует аналитик Уралсиба Вячеслав Смольянинов и называет странным принцип кто не успел, тот опоздал . В то же время иностранцам важно занять место на российском рынке, даже если им не предоставят льгот, считает Жуков. Renault, например, работает без льгот уже год. Агибалов считает, что кроме Hyundai льгот, скорее всего, не получат китайская Great Wall, Mitsubishi, Ford, до сих пор работающий в режиме свободного таможенного склада, и General Motors, который после начала проблем в СП с АвтоВАЗом задумался о строительстве своего завода в Санкт-Петербурге. Впрочем, генеральный менеджер по маркетингу группы компаний Рольф (дистрибутор Mitsubishi) Валерий Тараканов думает, что строительство собственного завода в России не всегда лучшая стратегия. Средним по объемам выпуска автоконцернам, таким как Mitsubishi, выгоднее машины импортировать. Представитель Hyundai Анна Костюхина признает, что ее компания ждала отмены постановления о промсборке после вступления России в ВТО. Hyundai лидер продаж среди иномарок в России, но пока ограничится сотрудничеством с ТагАЗом.

Ведомости 07.04.06