02.08.18

Экспорт - это реальность

Вы предприняли попытку создать с привлечением экспертного сообщества и власти новый национальный проект, благодаря которому развитие несырьевого экспорта должно выйти на новый уровень. Как вы считаете, оправдал ли себя данный формат?

Безусловно, волнения были, как пойдет наша проектная мастерская. В общей сложности в ней приняли участие более 800 человек, это бизнес, чиновники, эксперты. И мы ставили для себя цели не просто собрать большой набор предложений, сделать многостраничную концепцию, наша задача была выделить приоритеты, которые можно было бы реализовать, на которых можно было бы сфокусироваться на предстоящие полтора-два года работы. Нам удалось это сделать, достигнуть консенсуса по ключевым мерам: по регуляриторике, по финансовой поддержке, по промышленной политике, которую необходимо осуществить для того, чтобы выйти на нужную траекторию движения объемов экспорта. Так что в целом задача решена, и сейчас мы формируем национальный проект. Так, чтобы до 1 октября, как нам и предписано в указе, он был утвержден и пошел в работу.

На какие результаты вы планируете выйти в рамках реализации национального проекта? И какие механизмы предусмотрены для реализации этих показателей?

Основная логика — найти те решения, которые адресованы будут конкретно компаниям. Например, крупному бизнесу нужны свои инструменты: поддержка проектов по модернизации, по созданию новых производств, по выходу на глобальные рынки, поддержка больших кооперационных инициатив. В этом процессе, кстати говоря, многое зависит от отраслевой регуляриторики, для того чтобы стимулировать экспорт продукции более высоких пределов. Это касается и технического регулирования, и совершенствования мер господдержки, и таких системных мер, как специальные инвестиционные контракты. Над этими инструментами мы много работали и сейчас их активно предлагаем экспортерам. Кроме того, широкий перечень поддержки адресован средним, региональным предприятиям. У них большой экспортный потенциал. Возможно, на первых порах он не будет капиталоемким, но в перспективе он создает основу для региональной экономики и в целом для нашей экспортной политики. Первые движения в этом направлении очень вдохновляющие, мы видим успех многих наших компаний в самых разных секторах. Это не обязательно крупные поставки в металлургии или машиностроении, это самые разные направления: фармацевтика, продукты для здоровья, косметика, продукты легкой промышленности, IT, мультфильмы и многое другое. Это имеет большую перспективу на международных рынках, важно всех поддержать.

Важная тема — логистика, сокращение расходов на передвижение по нашей большой территории. На повестке дня стоят также вопросы доступа на международные рынки, устранение барьеров и содействие бизнес-связям, сокращение разных пошлин и других ограничений, то есть весь спектр классической экспортной работы.

Мы поставили перед собой достаточно амбициозную цель: формирование в обрабатывающей промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг глобальных конкурентоспособных несырьевых секторов, общая доля экспорта которых составит не менее 20% ВВП страны.

Значительная доля предприятий МСП расположена в регионах. Как вы оцениваете региональную инфраструктуру поддержки экспорта? Что необходимо доработать в первую очередь? В прошлом году РЭЦ начал внедрять в регионах региональный экспортный стандарт. Расскажите о ходе работы.

Действительно, более 80% экспортеров ведут свою деятельность именно в регионах. Сейчас РЭЦ будет перезагружать региональную экспортную политику, предоставляя регионам больше инструментов и возможностей. Мы будем внедрять региональный экспортный стандарт. В перспективе будут сформированы региональные программы развития несырьевого экспорта и в дальнейшем разработаны KPI для глав субъектов Российской Федерации.

” РОССИЙСКАЯ ЮРИСДИКЦИЯ УЖЕ СЕЙЧАС ДОВОЛЬНО ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА ДЛЯ IT-БИЗНЕСА БЛАГОДАРЯ ВЫСОКОМУ УРОВНЮ КОМПЕТЕНЦИИ

В настоящий момент у нас есть два направления работы: во-первых, это развитие собственной сети — на сегодняшний день открыто 15 точек РЭЦ по всей России, от Калининграда до Владивостока, а во-вторых, сотрудничество с существующими элементами региональной инфраструктуры — центрами поддержки экспорта, региональными торгово-промышленными палатами и т.д. Одна из наших главных задач — показать региональным предприятиям, что экспорт — это реальность. Мы должны пробудить их аппетит к экспортной деятельности. В РЭЦ представлена широкая линейка мер поддержки, и мы работаем над тем, чтобы мобилизовать все силы на нужды наших экспортеров.

Сейчас регулярно обсуждается тема валютного контроля. Какие были сформированы предложения в рамках проектной мастерской в этой части?

Действительно, валютный контроль — это одна из таких острых тем, на которые обращал внимание бизнес. Сегодня мы благодарны, что эту озабоченность услышали и даны поручения, готовятся соответствующие изменения в законы, предусматривающие, что для профессиональных участников внешнеторговой деятельности штрафы за нарушения в сфере валютного контроля будут отменены и заменены предупреждениями. Для всех остальных будут существенно снижены: с нынешних 100 до 3–5%. Будут отменены штрафы за нарушения в предоставлении отчетности, что также является очень болезненным для бизнеса. Ну и в целом решено переходить от сплошного валютного контроля и отчетности экспортеров к анализу данных между ответственными ведомствами и уже работе по запросу в случае, если есть подозрения на сомнительные сделки. Мы надеемся, что в ближайшие полгода будут приняты первые меры, устраняющие наиболее острые проблемы. Полагаю, что в перспективе тема валютного контроля вообще уйдет из повестки экспортеров.

Были ли неожиданные решения, связанные с развитием креативных индустрий, в частности IT?

Многие отмечают, что российская юрисдикция уже сейчас довольно привлекательна для IT-бизнеса благодаря высокому уровню компетенции и очень хорошему налоговому режиму. Однако представители индустрии выражают озабоченность из-за валютного контроля. Действительно, вся его система документационного обеспечения сейчас совершенно не подстроена под экспорт IT. В рамках проектных мастерских были разработаны предложения отменить избыточные требования валютного контроля. Кроме того, если будут приняты меры, над которыми работает Министерство финансов по нулевому НДС при экспорте, то российский режим для IT будет одним из самых привлекательных в мире.

За последнее десятилетие российские IT-компании наработали много эффективных, а зачастую и по-настоящему инновационных решений, равных которым в мире очень мало. Отечественные разработки в области кибербезопасности, цифрового суверенитета, программы управления трафиками, борьбы с пробками, управления жилищно-коммунальным хозяйством в состоянии конкурировать и представлять достойную альтернативу для технологий других стран. Москва как «умный город» уже сейчас является примером для многих других городов. Но сложность в том, что это разрозненные наработки большого числа компаний, каждая из которых по отдельности выходит на зарубежные рынки, испытывает типичные для экспортеров сложности: от понимания особенностей местного рынка до установления контактов на высоком уровне, что просто необходимо для продвижения такого класса решений.

Именно в этом РЭЦ может оказать наиболее эффективную помощь, используя свои возможности в полной мере. Создание центров экспорта IT на ключевых зарубежных рынках, таких как Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Африка, Центральная и Латинская Америка, позволит объединить российских экспортеров в рамках одной-двух наиболее перспективных для определенного региона тематик. Это даст возможность выходить на местный рынок единым фронтом, с самого начала используя все меры поддержки экспорта, от финансовых сервисов кредитования и страхования экспортных сделок до мер межгосударственного взаимодействия.

Что предложила проектная мастерская в части применения нулевой ставки НДС?

Что касается НДС, готовятся решения, которые позволят при экспорте IT-услуг и IT-решений засчитывать входной НДС и таким образом снижать затраты наших экспортеров. Несмотря на то что они уже и сегодня не являются плательщиками НДС, тем не менее эта налоговая нагрузка пока присутствует. Кроме того, в сфере НДС уже реализуется целый ряд решений в части безбумажного подтверждения вывоза, сокращения сроков камеральных проверок и другие инструменты, которые позволят проще и быстрее получать возмещение.

Какое значение для стимулирования несырьевого экспорта имеет развитие электронной торговли? Для каких сегментов это особенно важно? Что в связи с этим предлагает РЭЦ?

Электронная торговля во многом уже не будущее, а настоящее. Наши компании активно размещаются на электронных площадках. Это является одним из наиболее простых и быстрых способов начать экспортную деятельность, что особенно актуально для компаний, планирующих продажи в Азии.

” НОВЫЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ «ИГРОКИ» ПРОИЗВОДЯТ УЖЕ НЕ ТОВАР ИЛИ «ЖЕЛЕЗО», А КОМПЛЕКС ИЗ ТОВАРОВ, УСЛУГ И СЕРВИСОВ

Так как местные жители активно используют локальные поисковые системы, социальные сети и маркетинговые инструменты. Так, например, Alibaba Group на День холостяка в прошлом году продала через свои маркетплейсы в 2 раза больше, чем интернет-магазины США и Европы во время «черной пятницы» и «киберпонедельника» вместе взятых. При этом азиатские рынки интернет-торговли сильно отличаются от европейских, и без знания особенностей местного рынка российские экспортеры могут столкнуться с трудностями. Например, при регистрации на популярных маркетплейсах Азии российские экспортеры должны обязательно иметь локальное юридическое лицо, ведущее деятельность не менее нескольких лет, заплатить высокую цену за открытие и поддержку магазина на маркетплейсе. Для преодоления этих и других сложностей Российский экспортный центр запустил несколько виртуальных российских павильонов на ключевых онлайн-площадках в Китае, Японии и Вьетнаме. Также РЭЦ определил компанию-оператора, готовую обеспечить полную сервисную поддержку интернет-продаж для клиентов РЭЦ. Воспользовавшись услугами компании-оператора, экспортеры могут осуществить сертификацию, стикеровку, маркетинговое продвижение своей продукции, сборку заказов, доставку их до конечных покупателей и работу с возвратами. Кроме того, мы обсуждаем сегодня с нашими партнерами создание экспортных сервисов на российских электронных площадках. Безусловно, ключевым является наличие большого сектора номенклатуры российских товаров, адресованных к частному потребителю, потому что чаще всего именно он работает и покупает на таких ресурсах. Определенная номенклатура уже и сейчас присутствует — это продукты питания, продукция легкой промышленности, различные товары для спорта и отдыха, косметика, фармацевтика и т.д.

Цифровое производство — главная тема «Иннопрома» в этом году, на что вы делаете ставку, заявляя такую тему всем участникам, что важно достичь по итогам выставки?

В настоящий момент в сфере производства происходит то, что принято называть четвертой промышленной революцией, или «Индустрия 4.0». Происходит переход на новый технологический уклад, цифровизация процессов. Новые индустриальные игроки производят уже не товар или железо, а комплекс из товаров, услуг и сервисов. За последние десять лет количество экспортируемых из нашей страны высокотехнологичных программ и сервисов увеличилось в пять раз. А экспорт программного обеспечения приносит России более $4 млрд в год. Группа РЭЦ активно работает с предприятиями, так или иначе задействованными в цифровом производстве. Что касается РЭЦ, то мы верим, что российские решения в сфере IT, промышленного дизайна являются более чем конкурентоспособными. Конечно, нам нужно выстраивать более активную работу по созданию комплексных решений с высокой добавленной стоимостью. Но в целом «Иннопром» показывает, что наша промышленность развивается полностью в глобальном тренде. Многие сравнивали сегодняшний «Иннопром» с Ганноверской и другими выставками — он ни в чем не проигрывает, мы вполне убедительны. И мы уверены, что и дальше все будет развиваться, учитывать все задачи и тренды, которые ставит руководство страны.

Известия