Евразия на рельсах рынка
В начале октября в Астане прошел XIII Форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана с участием глав двух государств. Владимир Путин и Нурсултан Назарбаев вместе с участниками форума обсуждали перспективы развития транспортно-логистического комплекса ЕАЭС – транзитного центра «Большой Евразии». Символично, что в октябре этого года 25-летний юбилей празднует компания «ИНТЕРТРАНС» – одно из ведущих транспортно-экспедиторских предприятий России. О ситуации в сфере международных перевозок рассказывает генеральный директор ЗАО «ИНТЕРТРАНС», Почетный железнодорожник МПС СССР Галина Грошева.
Партнеры притираются не сразу
Безусловно, активизация интеграционных процессов на политическом уровне внушает доверие. Наша компания на каких-то евразийских направлениях занимает выжидательную позицию, на каких-то, напротив, старается форсировать переговорный процесс. Однако есть факторы, тормозящие развитие рынка транзитных перевозок в России.
Когда Казахстан построил транзитный маршрут через Туркменистан, минуя Узбекистан, наши эксперты просчитали, что тариф на перевозки по этому маршруту почти в два раза дешевле, чем в случае с транзитом через Россию.
По инициативе узбекской стороны, не пожелавшей терять свои объемы грузоперевозок из Казахстана, Иран, Туркменистан, Узбекистан и Оман подписали в Ашхабаде соглашение о сотрудничестве в сфере железнодорожных грузоперевозок. Позднее к нему присоединился и Казахстан. Более 40% перевозок четырех подписавших соглашение стран сложились за счет казахстанских грузопотоков, следовавших транзитом по их территориям. В итоге пять государств создали свой рынок, часть объемов ушла на него, а у нас объем транзитных перевозок снизился.
Если мы хотим быть успешными и надежными партнерами для стран ЕАЭС и ШОС, то надо признать: с сегодняшними тарифами это вряд ли получится. Необходимо пересматривать стратегию установления тарифов на железнодорожные перевозки.
Сейчас анонсировано строительство Нового Шелкового пути. Значит, через Туркменистан из Казахстана будут проходить еще большие объемы грузов (сейчас Казахстан обеспечивает транзит порядка 26 миллионов тонн). А туркменская железная дорога пересмотрела условия прямых договоров с российскими и европейскими экспедиторами, увеличив залоговую предоплату со 100 тысяч до 500 тысяч долларов США.
Наши партнеры не стесняются использовать преимущества в условиях выгодной для них конъюнктуры. Поэтому нам тоже стоит реагировать, поддерживая свои компании мерами тарифного регулирования.
По российской колее на Венский бал
Есть и такие примеры, когда рынок оказывается сильнее политики. Так, австрийские инвесторы не раз озвучивали крайнюю заинтересованность в проекте торгового пути Москва-Вена по единой колее шириной 1520 мм, так называемый «Европейский коридор 1520». «ИНТЕРТРАНС» готов работать на этом маршруте, поскольку проект широкой колеи до Вены развивается, несмотря на усложнившуюся геополитику. В Вене подписан протокол о начале реализации проекта по продлению колеи 1520 мм в Центральную Европу. Деньги уже выделены, все участники готовы к работе.
Новый маршрут широкой колеи от Кошице в Восточной Словакии до Вены позволит сократить время доставки грузов из Азии в Европу и обратно до 15 дней (сегодня с использованием альтернативного морского маршрута этот срок составляет 30 дней).
Напомню, что ширина колеи большинства железных дорог Европы – 1435 мм, дорог России, стран СНГ, Балтии и Финляндии – 1520 мм. Так что очень скоро по широкой российской колее можно будет ехать прямо на Венский бал. И здесь важно отметить, что, несмотря на санкции, мы вполне успешно продолжаем работать с европейскими партнерами, так как наша компания помогает клиентам в кратчайшие сроки с максимальной эффективностью разрешать задачи, связанные с грузовыми перевозками любой степени сложности.
Порядок в доме
Должна отметить, что есть немало сложностей во внутренней экономической политике. Так, у нас введен запрет на капитально-восстановительный ремонт вагонов с продлением срока годности. На примере нашей компании: мы получили разрешение Ростехнадзора отремонтировать капитально-восстановительным ремонтом на срок 5 лет часть вагонов. На стадии выпуска вагонов из ремонтного депо выходит распоряжение, разрешающее эксплуатацию только что отремонтированного капитально-восстановительным ремонтом с продлением срока годности вместо пяти лет всего на один год. А мы уже потратили 12 миллионов рублей. Эти советские цистерны сделаны на совесть и прослужили бы еще не одно десятилетие, а наши новые крытые вагоны поминутно ремонтируются, в них все ломается.
Сегодня специалисты склоняются к возврату прежнего подвижного состава и возврату тех стандартов изготовления вагонов, которые были приняты в советские времена. В итоге нам пришлось сдать свои цистерны на запчасти и металлолом, так как за простой на подъездном пути мы ежемесячно платили по 550-600 тысяч рублей.
Есть и другой аспект внутренней политики, которая затрудняет внешнеэкономические связи. Например, и наши китайские партнеры, и мы давно готовы к взаимовыгодному сотрудничеству. Но такой готовности не видно со стороны наших таможенных органов. Они выдвигают запретительные требования. Если их неукоснительно соблюдать, то просто невозможно найти такой инвестиционный проект, который бы им соответствовал. Надо помнить, что на глобальном рынке высокая конкуренция, на нас свет клином не сошелся, и партнеры не будут томиться в режиме вечного ожидания – найдут альтернативные пути.
Компания «ИНТЕРТРАНС» создана в октябре 1991 года и сегодня является одним из лидеров транспортно-экспедиционных услуг. «ИНТЕРТРАНС» предоставляет широкий диапазон услуг, прежде всего, экспедирование всех категорий железнодорожных перевозок: внутренних, экспортно-импортных, транзитных.. Компания занимается и перевалкой грузов в дальневосточных, балтийских, черноморских и каспийских портах. Она располагает собственным подвижным составом, имеет сертификат соответствия на экспедирование грузов всеми видами транспорта. Официальный экспедитор «РЖД» и железных дорог Белоруссии, Туркменистана, Литвы и Латвии, тесно сотрудничает с железными дорогами и экспедиторскими фирмами стран СНГ и Прибалтики.