18.08.09

ФТС заработала на мобильных

Два месяца усиленного контроля над импортом в Россию мобильных телефонов принесли в бюджет страны более 11,5 млн руб. дополнительно. Такие данные озвучила Федеральная таможенная служба России (ФТС).

ФТС ввела усиленный таможенный контроль за ввозом мобильных телефонов в Россию 20 июня 2009 г. Как поясняет пресс-служба ведомства, в ФТС стали все чаще поступать жалобы о недостоверных сведениях при декларировании мобильных телефонов. Кто подавал эти жалобы, таможенники не сообщают. Чаще всего в таможенные органы приходили жалобы о недостоверной информации по весовым и техническим характеристикам, а также о моделях телефонных трубок. "Это существенно влияло на определение их таможенной стоимости и приводило к уменьшению собираемости платежей", - поясняет пресс-служба ФТС. "Таможенники не предоставляли статистики о количестве нарушений, связанных с ввозом мобильных телефонов. Можно предположить, что таможенная стоимость телефонов занижалась на сотни миллионов рублей", - предполагает аналитик ИК "Финама" Сергей Фильченков.

До 20 июня проверка партий мобильных телефонов осуществлялась выборочно, фактически, довольно редко, рассказывает репортеру ComNews пресс-секретарь Samsung Марат Ракаев. "Однако 20 июня был введен профиль риска, в соответствие с которым таможенной проверке стали подвергаться 100% всех мобильных телефонов", - продолжает Ракаев. Таможенники стали досматривать все трубки, сверяя каждую деталь с задекларированной. Новый порядок растаможки вынудил производителей телефонов оплачивать хранение трубок, которые таможня не успевала проверить. Например, уже через несколько дней после введения усиленного контроля за декларацией телефонов у Nokia на разных таможенных постах скопилось 440 тыс. трубок. Компания перестала заказывать новые партии товара. А представители Samsung жаловались, что выпуск телефонов с таможни замедлился почти в 10 раз ( см. новость на ComNews от 26 июня 2009 г.).

"Спустя пару недель порядок поменялся, и к таможенному досмотру предъявлялось до 50% мобильных телефонов из 20% партий товара, поступивших на таможню. Еще через пару недель количество мобильных телефонов, подлежащих обязательной проверке снизилось до 10% от 3% всех партий", - рассказывает Марат Ракаев. Как отрапортовала вчера пресс-служба ФТС, из общего количества оформляемых грузовых таможенных деклараций досмотру подвергаются не более 20% деклараций, а в отношении Nokia, Sony Ericsson, LG и Samsung - не более 3%.

Таким привилегиям перечисленные компании обязаны, по словам пресс-службы таможни, работе по прямым контрактам. По словам главы департамента ФТС по связям со СМИ Дмитрия Котикова, в отношении Nokia, Sony Ericsson, LG и Samsung достаточно проверить именно такой процент товара.

Сейчас, судя по комментариям поставщиков сотовых трубок, ситуация нормализовалась. "Весь товар, задержавшийся в конце июня, растаможен и "старых" нерастаможенных партий нет. Мы можем сказать, что заявленные сроки (три дня) и норма досмотра (3%) в подавляющем большинстве соблюдаются", - сказала репортеру ComNews директор по связям с общественностью Nokia в Евразии Виктория Еремина. "По закону для производства таможенного оформления и контроля отводится не более трех дней. Однако раньше вся процедура проходила за день, а сейчас почти всегда за полностью отведенными законом три дня. Тем не менее, Samsung не получал претензий от таможенных служб по недостоверно заявленным сведениям", - говорит Марат Ракаев. Нет сейчас проблем с таможенным досмотром и у Sony Ericsson. "За последнее время у нас не было задержек оформления, связанных с досмотром. Установленные законодательством сроки пропуска товаров соблюдаются", - заверила репортера ComNews менеджер по маркетингу Sony Ericsson Mobile Communications RUS Виктория Герман.

Как пояснила вчера пресс-служба ФТС, около 50% таможенных деклараций оформляются в течение одного дня. "Продление сроков проверки таможенной декларации на срок, превышающий три рабочих дня, происходит в 26% случаев и только в рамках полномочий, установленных Таможенным кодексом РФ. В частности, таможенные органы имеют право продлевать срок проверки таможенных деклараций, если предложенные для таможенного оформления товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и наименованиям", - разъясняет пресс-служба ведомства.

Если после нескольких дней работы в режиме повышенных таможенных требований некоторые дилеры были готовы предъявлять поставщикам претензии за задержку сроков поставки трубок в розницу, то теперь нет и этих проблем, рапортуют представители салонов связи. Как сказала репортеру ComNews пресс-секретарь "Связного" Елена Ноготкова, недопоставок у "Связного" нет. "Наши поставщики обязательства по поставкам товара за последний квартал исполнили. Все отгрузки происходят своевременно", - уверяет Елена Ноготкова. Руководитель отдела корпоративных коммуникаций розничной сети оператора "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Очир Манджиков отмечает, что сейчас есть лишь некоторый дефицит по телефонам корейских производителей. Правда, с проблемами на таможне он связывать это не решается.

"После июньской ситуации производители стараются нивелировать задержку в поставках организацией запасов на складах, и ситуация сейчас выглядит более благоприятной, чем два месяца назад", - пояснил репортеру ComNews Очир Манджиков. "Пока мы не почувствовали негативного влияния на работу сети "Связной" из-за усиленных мер таможни", - говорит в свою очередь Елена Ноготкова. По мнению ритейлеров, ввод ужесточения досмотра и первоначальные задержки товара на таможенных складах не приведут к повышению цен на трубки. "Проблемы на таможне этим летом не привели к росту розничных цен, во многом благодаря производителям, которые выступили в качестве некоего "буфера", который смягчил ситуацию для ритейлеров и покупателей", - уверен Очир Манджиков. По его словам, рост цен на трубки не предвидится, если только ситуация в будущем значительно не ухудшится. С ним соглашается и Елена Ноготкова из "Связного".

ComNews; 18.08.09