20.12.07

Футурология фуры

Международная конференции «Пути решения проблемы пересечения пограничных пунктов пропуска на Западе и Северо-Западе России» состоялась в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.

Проблема пунктов пропуска на границах России существовала всегда. Помните случай в корчме на литовской границе? Там монахотщепенец Отрепьев спрашивал у шинкарки, далеко ль до Луевых гор?

А та ответствовала, что к вечеру мог бы поспеть, кабы не заставы царские да сторожевые приставы. И в ответ Гришка выдавил сакраментальное: «Вот тебе, бабушка, Юрьев день!» Тогда весь Гришкин «транспорт» – это был только его собственный опорно-двигательный аппарат, и то затор был на границе. А нынче… Моторизванные армады денно и нощно ползут туда-сюда и обратно… Но ползут ли? Сегодня водители, пересекающие с грузом литовскую или латвийскую границы, вынуждены по трое суток находиться в экстремальных санитарнобытовых условиях – и никакой им там корчмы!

Проблема пересечения пограничных пунктов пропуска на западе и северозападе России назрела настолько, что пора уж применить максиму Гиппократа «Ubi pus – ibi evaco!» («Где гной – надо выпустить»).

– Мы внедряем новые средства таможенного контроля, оптимизируем структуру и штатную численность, но ситуация не меняется, – сказал на открытии конференции руководитель ФТС России Андрей Бельянинов. – Сейчас очереди на автомобильных пунктах пропуска на западе и северо-западе страны увеличились в полтора-два раза по сравнению с прошлой осенью.

Федеральная таможенная служба предпринимает все возможные меры для решения проблемы. Например, вдвое было сокращено время таможенных досмотров. Кроме того, с 1 декабря 2007 года российские пропускные пункты готовы к внедрению системы предварительного электронного информирования таможенных органов.

Однако мер, предпринимаемых одной таможней, недостаточно. И в заторах на границах нельзя винить только таможенников. Ведь представители и других государственных служб тоже функционируют на МАППах. Скажем, ветеринары, фитосанитарный контроль, прочие проверяющие – что им делать именно на переднем крае? Они могут справлять свои дела позже, чтобы не тормозить движение в пунктах пропуска. Ведь тот же ветеринарный контроль порой может продолжаться несколько часов. И «крайние» тут отчего-то опять таможенники! А ведь еще с 1 июля 2007 года на границе должен был начать действовать принцип так называемого «одного окна», а из контролеров остаться только погранслужба и таможенники, однако правительственное постановление всеми пропущено мимо ушей и все проверяющие продолжают «куковать» на границе. «Для таможни сегодня официально установлен контрольный стандарт оформления товаров – 21 минута, для остальных служб таких нормативов нет», – сообщил руководитель ФТС России.

К сожалению, порой на ситуацию влияют и такие, можно сказать, форсмажорные обстоятельства, как позиция руководства Евросоюза. Андрей Бельянинов рассказал о положительном опыте сотрудничества таможенных служб России и Финляндии. Однако Евросоюз под надуманным предлогом отверг предложение России по электронному обмену информацией о перемещаемых через границу товарах между таможенными органами России и сопредельных стран-членов ЕС. А ведь это предложение не было высосано из пальца ради галочки в отчете – оно было сформулировано российско-финляндской рабочей группой по решению проблемных вопросов функционирования пропускных пунктов Торфяновка и Vaalimaa, и финские коллеги высоко оценили данное предложение, но Евросоюз вдруг обрушил на этот путь столь непредвиденный шлагбаум. «Представляется, что Евросоюз пока реально не заинтересован во внедрении такой технологии в широких масштабах», – сделал вывод Андрей Бельянинов. И вообще ощущение давным-давно услышанного появлялось при ознакомлении с речами иных докладчиков. Снова эти правильные советы – как снизить простои транспорта и оптимизировать процедуру оформления грузов. Да, сегодня можно больше доверять экспедиторам и грузовладельцам и без особой нужды не досматривать скрупулезно все автопоезда и грузы. И опять зазвучали призывы применять предварительное электронное декларирование грузов.

Но верно и то замечание, что масштабы его использования зависят не только от таможенников, но и от волеизъявления самих грузовладельцев. Представители Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) информировали участников конференции о тяжелом положении, сложившемся в пунктах пропуска: время простоя при въезде в режимную зону с территории иностранных государств в среднем составляет 20 часов. Скажем, на границе с Латвией в пункте пропуска Бурачки – 36,6 часа, в Убылинке – 28,1 часа, на границе с Эстонией (Ивангород) – 41,2, с Финляндией (Торфяновка) – 15,7 часа. Как заметил заместитель министра транспорта Евгений Москвичев, перевозчики каждый год теряют от простоя транспорта почти семь миллиардов рублей. Он согласился с мнением руководителя Федеральной таможенной службы о необходимости расширения пунктов пропуска. Минтранс предусматривает ремонт дорожного полотна некоторых пунктов пропуска и планирует к 2010 году все подъезды к пунктам сделать трехполосными.

Реальная возможность улучшить ситуацию – переориентировать маршруты перевозок на белорусское направление. Тем более, что председатель ГТК Белоруссии Александр Шпилевский заверил участников конференции: белорусская таможня в полной готовности, а на будущий год пункты пропуска в соседней стране будут способны «переваривать» до двадцати тысяч грузовиков в сутки. Да и сегодня в республике многие окошки в Европу распахнуты дай бог на две трети – взять, к примеру, хотя бы пункты пропуска на польской границе.

По данным Государственного таможенного комитета Белоруссии, объемы российских перевозок через Белоруссию за десять месяцев увеличились до 7,1 миллиона тонн, что на 27 процентов больше, чем в 2006 году. На белорусской границе прошла модернизация телекоммуникационного комплекса, позволившая сократить время прохождения перевозчиками пропускных пунктов. Кроме того, комплекс позволяет оперативно обмениваться с Россией информацией о транзитных грузах. Информация о транзитном грузе в Россию через пятнадцать минут с таможенного пункта передается в Минск, а через полчаса – она уже в России.

Но эта радужная картина оптимизации перевозок отчего-то не вызвала энтузиазма собравшихся – особенно представителей российских автоперевозчиков. Тем более, что и Евгений Москвичев все-таки высказал сомнение в том, что Белоруссия «сможет перелопатить и растаможить такие объемы грузов». Свои пункты пропуска пора развивать – таково было его резюме.

А из выступления первого вице-президента АСМАП Алексея Василькова явствовало, что, невзирая на очевидные выгоды белорусского транзита, предприниматели все-таки предпочитают маршруты через Латвию и Литву.

Есть ли в этой логистике логика? Оказывается – есть! Получатели грузов всерьез боятся, что их товар может быть за здорово живешь в Белоруссии попросту… конфискован. И не какимито там братками с большой дороги – а в полном соответствии с официальными бумажками с приложением соответствующей печати. Причины чаще всего надуманные. Плюс к тому еще один…

минус: белорусские мытари очень любят предлагать такую ненавязчивую услугу, как сопровождение с конвоем. Стоимость сопровождения 1 (одного!) километра обойдется перевозчику в доллар с каждой фуры. Поистине, за морем телушка с полушку, да рубль перевоз! При этом, как сказал Алексей Васильков, под конвой груз ставят автоматически, если стоимость товара хотя бы на копейку превышает пятьдесят тысяч американских «рублей», в то время как российские таможенники сопровождают лишь пятую часть этих грузов.

Что касается грузополучателей, то, казалось бы, перегруженные пункты пропуска на границе со странами Балтии и Финляндией привлекают их прежде всего потому, что там, по признанию автоперевозчиков, есть возможности для уменьшения таможенной стоимости, соответственно получается и реальная экономия на таможенных платежах. На подобного рода профите настаивают, как правило, грузополучатели. И напоминаем мы это простонапросто потому, что ежели грузоперевозчик откажется исполнять такой невинный на первый взгляд каприз, то и сам получит от ворот поворот, а выгодный заказ пополнит портфель иностранных компаний, – другими словами, наши перевозчики будут вытеснены с рынка.

С интересом были выслушаны также сообщения представителей таможенных структур Литвы и Латвии. Так, Айварс Кузнецовс из латвийской Службы государственных доходов поведал о том, что для разгрузки очередей на российской границе построят новый МАПП в деревне Могили (Себежский район). Новый пункт будет способен пропускать до пятисот грузовиков в сутки. Предполагается, что строительство будет завершено в 2009 году. Словом, содержательный разговор на тему: «Таможенники всех стран, соединяйтесь!» состоялся. Короче: необходимо единство подходов. Об том говорил в заключительном слове руководитель ФТС России, а вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин резюмировал, что по итогам работы конференции заинтересованные службы и ведомства внесут в Правительство совместные предложения по разрешению ситуации.

Журнал "Таможня"