07.12.09

Глава СЗТУ Росграницы о развитии пунктов пропуска и оптимизации процедур

Тарифотворцы, не рубите сплеча

Эффективность работы пунктов пропуска тесно связана с вопросами тарифной политики, политики в сфере развития транспортной инфраструктуру, бюджетирования, территориального планирования. Такой тезис высказал на 6-й Международной конференции “FREIGHT-2009: Контейнерные перевозки в России и сопредельных государствах” руководитель Северо-Западного территориального управления Федерального агентства по обустройству государственной границы РФ Михаил Смолкин.

“За период 2007-2008 гг. в результате принятия не всегда оправданных решений, в первую очередь в тарифной политике, а также ввиду недостаточности финансирования, направляемого на обустройство пунктов пропуска, значительно изменились объемы грузопотоков через пункты пропуска, и не только из-за кризиса”, – отметил он.

По словам главы СЗТУ Росграницы, участники ВЭД обоснованно выбирали наиболее выгодные по тарифу маршруты, в результате чего российские порты лишились заметной части грузооборота, а государство понесло ощутимые финансовые потери.

“Вернуть их является одной из наших приоритетных задач, – сказал М.Смолкин. Это возможно только в процессе тесного взаимодействия всех государственных и экономических структур, участников внешнеэкономической деятельности”.

Частник раскошелится быстрее государства

Темпы создания элементов федеральной собственности, куда входят пункты пропуска через госграницу, зачастую отстают от темпов развития регионов и транспортной инфраструктуры. Оптимизации и реконструкции требует не только система пунктов пропуска в Северо-Западном регионе, но и в Российской Федерации в целом.

В числе причин сложившейся ситуации М.Смолкин назвал несогласованность действий государственных ведомств между собой, а также неготовность государственного финансирования к опережающим темпам создания частной инфраструктуры.

“Сегодня в связи с изменяющимися политическими и экономическими условиями в рамках Федеральной целевой программы 2011-16гг. правительством РФ предусматривается обустраивать только те объекты, которые расположены непосредственно на государственной границе и в пунктах пропуска, обслуживающих значительные потоки людей и грузов”.

В 2011-2016гг. в рамках программы на обустройство объектов пограничной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа планируется выделить 47,5 млрд руб., что является значительной суммой. При этом, как отметил глава СЗТУ Росграницы, экономическая ситуация, сложившаяся в стране привела к некоторому сокращению финансирования программы на 2010г.

“Невозможность решения всех задач по обустройству госграницы за счет государственных средств делает одной из приоритетных задач задачу привлечения частных инвестиций и реализацию механизмов государственно-частного партнерства в части развития инфраструктуры, прилегающей к пунктам пропуска территорий”.

Сегодня Росграница занимается подготовкой Концепции развития политики Российской Федерации в сфере обустройства госграницы. Одну из ключевых позиций в ней занимает интеграция российских пропускных объектов в глобальную логистическую систему.

Все на бумажках, нет даже перфокарт

Оптимизации процедур по пересечению границы препятствует то, что в российских портах до сих пор действует архаичная и малоэффективная система проверки и физического досмотра прибывающих и уходящих судов.

“Органы госконтроля требуют для проверки только бумажные документы. При этом в России отсутствует единый список запрашиваемых документов и единый состав данных предварительного информирования, хотя они определены в международной конвенции IMO FAL от 1965г.”, – говорит М.Смолкин.

По сравнению с соседней Финляндией ситуация действительно напоминает каменный век, в чем представители Росграницы и контрольных органов смогли лично убедиться, совершив ознакомительный тур в Суоми. В Финляндии функционирует единая база, включающая все 10 баз данных контрольных органов. Объединенная база, в частности, включает шенгенскую информационную систему, национальную визовую систему, регистрационную систему полиции, иммиграционную регистрационную систему, паспортную регистрационную систему. Все модули единой базы имеют общий пользовательский интерфейс, работающий в режиме одновременного обслуживания поступающих запросов.

В России в настоящий момент электронной системы информационного взаимодействия между проверяющими организациями – таможней, пограничниками, фитосанитарным контролем и другими шести организациями не существует. Отсутствует также база данных по судам, которые находятся под обработкой в российских портах. Учет информации о состоявшихся судозаходах, грузах и пассажирах не ведется, что не позволяет реализовать систему управления рисками, а также эффективно бороться с нелегальной иммиграцией, оборотом наркотиков и экономическими преступлениями, подчеркнул М.Смолкин.

Лишние люди в порту

В июле-августе 2009г. Росграница провела мониторинг пунктов пропуска РФ. Целью мероприятия было ознакомление с фактическим положением дел на границе, а также подготовка к приему имущественного комплекса пропускных пунктов от таможенных органов.

Наиболее распространенными проблемами, выявленными во время мониторинга, стали наличие устаревших паспортов пунктов пропуска и неопределенность пределов пунктов пропуска. Последнее не позволяет разработать даже временную технологическую схему взаимодействия контрольных органов.

Кроме того, отметил М. Смолкин, нередко в пределах пункта пропуска располагаются хозяйствующие субъекты не имеющих отношения к контрольным органам. “В ряде портов их численность доходит до нескольких сотен. Например, в Большом порту Санкт-Петербург – около 200, а в Мурманске – около 300”.

В числе выявленных нарушений глава СЗТУ Росграницы также отметил несоответствие установленным нормам помещений для контролирующих органов, слабое развитие приграничной транспортной инфраструктуры, охрану территории портов ведомственной охраной либо частными охранными предприятиями.

Как «вопиющий» он описал случай в порту Усть-Луга, когда пограничникам и представителям Росграницы пришлось вызывать руководство терминала для того, чтобы через частное охранное предприятие пройти на территорию пункта пропуска и осуществлять своих функций.

Построили порт – подготовьте пункт пропуска

При реализации Стратегии развития морской деятельности до 2020г. и на более отдаленную перспективу необходимо синхронизировать мероприятия нескольких федеральных целевых программ, считает М.Смолкин. Это необходимо для того, чтобы развитие морских портов и портовой инфраструктуры происходило в увязке со строительством или реконструкцией соответствующих морских пунктов пропуска через государственную границу РФ.

“В настоящее время есть примеры того, как мероприятия по развитию морских портов проходят без учета необходимости реконструкции пунктов пропуска. Такая ситуация, например, складывается с некоторыми терминалами на Балтике. При этом строительство пунктов пропуска осуществляется с нарушением установленных процедур. Застройщики зачастую осуществляют строительство пунктов пропуска по не согласованному и не утвержденному техническому заданию, с нарушением технических требований. А потом предъявляют пункт пропуска в готовом виде, рассчитывая на политическое решение вопроса о его приемке и открытии, полагая, что в условиях наличия действующих международных договоров и критических сроков их исполнения Росграница и контролирующие органы под давлением обстоятельств вынуждены будут принять пункт пропуска в том виде, в котором он предложен застройщиком, со всеми вытекающими из этого последствиями. Считаем, такой подход не способствует повышению уровня обслуживания в пунктах пропуска, а, следовательно работы морского порта в целом”, – заявил М. Смолкин.

Как отметил руководитель территориального управления Агентства, стратегически важно рассматривать проблемы повышения конкурентоспособности международных морских портов в тесной увязке со строительством и модернизацией морских пунктов пропуска, а также согласованием юридических вопросов, начиная со стадии проектирования.

SeaNews; 07.12.09