06.08.09

Граница имиджа страны

Чтобы попасть в Россию из эстонской Нарвы, нужны крепкие нервы. Погранпереход находится в центре города перед мостом через реку Нарву, разделяющую две страны. Поэтому к границе пускают ограниченное количество автомобилей — чтобы не создавать заторов в населенном пункте. Ожидать своей очереди путешественникам приходится в огромном отстойнике на окраине Нарвы. Там водителю выдают талончик с номером. Как правило, в будние дни пересечение границы может занять 10-16 часов, в выходные — целые сутки.

Желающие могут ускорить этот процесс, официально купив время въезда на погранпереход за 300 крон (около 900 руб.). Но все равно ждать придется не менее 6-8 часов. В итоге россияне, выезжающие на выходные в Эстонию, возвращаются на родину с испорченным настроением, а имидж России в глазах иностранных туристов начинает стремительно портиться еще до пересечения границы.

В ответ на все жалобы представители российской таможни кивают в сторону эстонцев. «Лица, пересекающие границу и направляющие жалобы в СЗТУ, немного путают, где они простояли и по чьей вине. При въезде в Россию граждане большей частью простаивают на территории Эстонии. Мы пропускаем оперативно по мере возможности. Простой, конечно, бывает, но он невелик», — пояснил на пресс-конференции в июле первый заместитель начальника Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) Юрий Лямкин.

Но на самом деле, не все так однозначно. На эстонской стороне пограничник собирает документы у водителя и пассажиров для проставления выездных штампов, а таможенник в это же время осматривает машину. «Норматив пропуска одного легкового автомобиля на эстонском пункте пропуска составляет 5-7 минут», — сообщила «Росбалту» начальник Идусского отдела обслуживания Департамента налогов и таможни Эстонии Ирина Матолева. И действительно — вся процедура прохождения эстонской границы занимает около 10 минут.

А вот на российской стороне процесс прохождения пограничных и таможенных процедур в общей сложности занимает полтора-два часа. Сначала требуется получить разрешение, чтобы заехать на территорию пункта пропуска, потом — отстоять очередь на проверку пограничниками и таможней, сдать декларации в 2-х экземплярах и предъявить российский полис ОСАГО. При этом для прохождения контроля к будкам пропускают по одному автомобилю. А если машина впервые пересекает границу в Ивангороде, то таможенник вручную заносит в компьютер данные техпаспорта.

В мае корреспонденту «Росбалта» уже пришлось пройти в Нарве подобную процедуру. Поэтому, получив в минувшую пятницу в отстойнике талончик со временем ожидания 16 часов, пришлось поехать на погранпереход «Койдула — Куничина Гора» (260 км от Нарвы). Но и там без сюрпризов не обошлось. На эстонской стороне все было традиционно быстро и корректно. Кроме того, эстонские пограничники раздавали всем водителям, вне зависимости от гражданства, бланки российских таможенных деклараций.

Далее очередь из 8-ми легковых автомобилей российская сторона пропускала 6 часов. Однако согласно «листку прибытия» процедура заняла всего час, поскольку «листок» выдается только после въезда на российскую границу, а время, проведенное на «ничейной территории» таможенники не учитывают. Так что Юрий Лямкин не солгал, заявив, что граждане простаивают на территории Эстонии. Но происходит это во многом по вине российской стороны.

Представители эстонских таможенных органов говорят, что заторы в Нарве происходят из-за нерасторопности российской стороны. «Если говорить о текущей ситуации, то сейчас очередь из легковых автомобилей, ожидающих въезда в Нарве, составляет 390 легковых машин. Это примерно 10 часов ожидания. При этом мы очень заинтересованы в том, чтобы туристы на автомобилях проходили границу быстрее, но вынуждены пропускать столько автомобилей, сколько готова принять российская сторона», — заявила «Росбалту» начальник Идусского отдела обслуживания Департамента налогов и таможни Эстонии.

По ее словам, если бы пропускная способность российского погранперехода была больше, то и очереди с эстонской стороны не было. Говоря о том, почему на сопредельной стороне так медленно идет работа, она заметила: «У каждого государства свои внутренние правила».

«Процедура прохождения российской границы очень сильно забюрократизирована. Есть несколько окошек, в которые нужно подавать документы, различные талончики, которые необходимо отмечать у разных должностных лиц. Многое зависит и от человеческого фактора — разные смены работают по-разному. При этом у российской стороны на наши вопросы всегда есть стандартный ответ — «У нас все идет по обычной схеме». За долгие годы такой подход уже воспринимается российскими коллегами как норма», — пояснил «Росбалту» начальник отдела таможенного контроля Восточого таможенного-налогового центра Эстонии Вирго Тейнбук.

По его мнению, ситуация с очередями наносит удар по имиджу Эстонии, так как туристы возвращаются из поездки на автомобиле после многочасовой очереди на границе не в лучшем настроении. «Нам важен имидж страны, и мы готовы организовать беспрепятственное продвижение туристов через границу», — отмечает Трейнбук.

Кроме того, по словам эстонских должностных лиц, сейчас проводятся межправительственные консультации по вопросу строительства в Нарве и Ивангороде нового погранперехода и моста через реку Нарва. Но о конкретных решениях пока информации нет. «Этот вопрос может быть решен только в рамках межправительственного соглашения между Россией и Эстонией», — отметил Лямкин. Он пояснил, что для реализации этого проекта потребуется определить новое место для МАПП, создание инфраструктуры (мост, дороги). «Вопрос проблемный и поднимается на всех уровнях. Я думаю, это дело не одного года, а пятилетки», — констатировал Лямкин.

Впрочем, даже сейчас, без нового моста и погранперехода, можно организовать ускоренный пропуск легковых автомобилей через границу. Для этого необходимо отказаться от бюрократических проволочек с российской стороны и воспользоваться опытом работы пунктов пропуска на границе с Финляндией. Если российские власти, вслед за эстонскими, задумаются о положительном имидже России, то ситуация в Нарве и Ивангороде изменится к лучшему.

Росбалт, 05/08/2009