Импортные пошлины задавили локализацию
Ввоз готовых деталей оказался выгоднее их выпуска в РФ
Как стало известно “Ъ”, производители автокомпонентов в России пожаловались Минэкономики на ставки ввозных пошлин на субкомпоненты — они выше, чем на готовые комплектующие. Это делает экономически нецелесообразной локализацию производства компонентов в стране. В правительстве именно этот сектор называли новым вектором развития автопрома, но на изменение пошлин могут потребоваться годы.
Импортные пошлины на составные части и материалы для автокомплектующих выше, чем на готовые детали, что делает экономически нецелесообразной локализацию их производства, рассказал “Ъ” глава комитета производителей автокомпонентов АЕБ Андрей Коссов. Сейчас проблема встала особенно остро: раньше у производителей «оставалось поле для маневров, а теперь все, что можно было локализовать, уже локализовано». Дальнейшие возможности компаний ограничены, утверждает господин Коссов, в частности, из-за низких пошлин на готовые импортные комплектующие и небольших объемов рынка РФ.
С момента девальвации рубля в 2014 году правительство стало делать акцент в том числе на развитии местной базы автокомпонентов, чтобы не зависеть от подорожавших импортных комплектующих. Но пока практически единственная поддержка компонентщиков — это небольшие займы под льготный процент у ФРП. Минпромторг встраивает такие стимулы в специнвестконтракты (фиксация налоговых льгот в обмен на инвестиции), куда включаются требования по локализации узлов за госсубсидии. Источники “Ъ” в отрасли утверждают, что малые объемы внутреннего рынка не делают экономически целесообразным производство компонентов, и замечают, что выгоднее импортировать детали с завода, который выпускает их миллионами штук, чем создавать мелкое производство.