Иномарки в России отказываются дешеветь
23 августа 2012 года Россия официально вступит во Всемирную торговую организацию. Членство в ней, которого власти добивались долгие годы, сулило стране выгодные перемены во внешней экономической политике. Рядовые же граждане с нетерпением ожидали падения цен на импортные товары. Так, ввозные пошлины на легковые автомобили после 23 августа снизятся с 30 до 25 процентов от их стоимости, а к 2019 году - и вовсе до 15 процентов. Однако уже с 1 сентября цены на иномарки, вопреки ожиданиям, могут вырасти из-за введения правительством утилизационного сбора.
Согласно проекту постановления правительства России, опубликованному на сайте Минпромторга в конце июля, размер утилизационного сбора будет рассчитываться из базовой ставки в 20 тысяч рублей и повышающего (или понижающего) коэффициента. Повышающий коэффициент на легковые иномарки, ввозимые в Россию юридическими лицами, составит от 1,34 до 35,01 и будет зависеть от объема двигателя машины и ее возраста.
Наименьший утилизационный сбор в 26,8 тысячи рублей будет взиматься за ввоз новых и подержанных электромобилей, а также новых легковушек с двигателями внутреннего сгорания объемом менее двух литров. За подержанные иномарки с тем же объемом двигателя придется доплатить уже 165,2 тысячи рублей (коэффициент 8,26).
Новые иномарки с двигателем до трех литров будут облагаться сбором в размере 53,2 тысячи рублей (коэффициент 2,66). Подержанные легковушки той же категории обойдутся уже на 322,4 тысячи рублей дороже. Машины с двигателем до 3,5 литра попадут под сбор в 69,4 тысячи рублей (коэффициент 3,47), если с момента их выпуска прошло менее трех лет. В противном случае сбор составит 570 тысяч рублей. Самыми дорогими станут иномарки с объемом двигателя свыше 3,5 литра. За новые придется доплатить 110 тысяч рублей, а за подержанные - 700,2 тысячи рублей.
При этом с физических лиц за ввоз легковых иномарок предлагается взимать сбор по понижающему коэффициенту. В Минпромторге его предлагают установить в размере 0,15 за новые автомобили и 0,25 за подержанные. В рублевом эквиваленте сбор составит от трех до пяти тысяч рублей.
В отдельную категорию правительство выделило коммерческие, грузопассажирские и грузовые автомобили, а также автобусы. Для них базовую ставку утилизационного сбора предложили установить в размере 150 тысяч рублей. Для новых автомобилей этой категории повышающий коэффициент составит от 0,9 до 4,25 (от 135 до 637,5 тысячи рублей).
Для подержанных коммерческих машин ставка будет рассчитываться в пределах от 1,15 до 12,56 в зависимости от массы (или длины) транспортного средства. В рублевом эквиваленте за импорт таких автомобилей придется доплатить от 172,5 тысячи до 1,884 миллиона рублей. Скидки за ввоз коммерческих автомобилей для физических лиц не предусмотрены.
Причины введения утилизационного сбора на иномарки российское правительство особо не скрывало: новая мера должна компенсировать потери государства от снижения ввозной пошлины. При этом на что в действительности пойдет утилизационный сбор, не ясно. По словам депутата Госдумы Вячеслава Лысакова, которого цитирует издание Autonews, инфраструктура для утилизации автомобилей в России пока не создается.
В Европе, отмечает депутат, утилизационный сбор включается в стоимость автомобиля и составляет 50-100 евро. При этом машины действительно перерабатываются. "У нас же деньги со сбора просто пойдут в бюджет, перемешаются там с остальными средствами - и на этом все", - резюмирует Лысаков.
Вице-президент коллегии правовой защиты автовладельцев Владимир Александров, в свою очередь, не понимает, зачем нужно вводить градацию утилизационного сбора. "Я готов поверить, что огромный БелАЗ с пятью тысячами лошадей явно требует больше средств на переработку, чем легковушка. Но почему, скажем, один "мерседес" стоит в утилизации дороже другого "мерседеса", у которого двигатель на литр больше, этого я понять не могу", - пояснил Александров Autonews.
Как же изменится стоимость новых легковых иномарок в России с введением утилизационного сбора? Представим условный автомобиль с расчетной стоимостью в один миллион рублей. По сегодняшним нормам ввозная пошлина на него составит 30 процентов, то есть 300 тысяч рублей. С учетом прочих "накруток" стоимость автомобиля вырастет еще примерно на 80 тысяч рублей до 1,38 миллиона рублей.
Теперь представим, что ввозная пошлина снизилась до 25 процентов. С учетом "накрутки" наценка на машину составит 33 процента, то есть 330 тысяч рублей при цене машины в один миллион рублей. Теперь прибавим утилизационный сбор. Допустим, машина новая, а объем ее двигателя не превышает двух литров. В итоге получаем сумму в 1,356 миллиона рублей. Однако, если двигатель той же машины больше двух литров, его стоимость в России вырастет уже до 1,383 миллиона рублей.
Другими словами, новые иномарки с двигателями объемом до трех литров с 1 сентября могут подорожать примерно на три тысячи рублей. Легковушки с двигателями объемом до 3,5 литра станут дороже, соответственно, на 19-20 тысяч рублей, а более мощные - на 60 тысяч рублей.
Тем не менее, в дальнейшем наценка на иномарки все же будет снижена. Ожидается, что начиная с 2016 года ее размер постепенно будет сокращаться, пока в 2019 году не дойдет до 15 процентов. Газета "Ведомости", в свою очередь, писала, что для легковых автомобилей с двигателем объемом более 2,8 литра пошлины могут снизиться и до 12,5 процента.
Внедорожники (SUV, Sport Utility Vehicle) регламент ВТО выносит в отдельную категорию (по информации "Ведомостей", эта категория на российской таможне пока четкой характеристики не имеет). Пошлины за ввоз в Россию таких автомобилей с объемом двигателя более 4,2 литра могут снизиться с 25 до 22,9 процента уже с 2013 года. После 2019 года сбор за ввоз мощных внедорожников может и вовсе сократиться до 10 процентов. Для "джипов" и кроссоверов с объемом двигателя от 3,5 до 4,2 литра ввозная пошлина к 2019 году, в свою очередь, может снизиться до 12,5 процента.
Иномарки пользуются в России огромной популярностью, и спрос на них постоянно растет. По оценкам аналитиков из агентства "Автостат", в общей сложности российский автопарк насчитывает 35,7 миллиона машин. Из них 46 процентов (или 16,5 миллиона автомобилей) приходится на иномарки. При этом, по прогнозам, автомобили иностранных марок в России обойдут по популярности продукцию отечественного автопрома уже в 2013 году.
Значительная часть наиболее покупаемых россиянами иномарок, включая Hyundai Solaris, Ford Focus, Kia Rio и Renault Logan, уже выпускается в России. Такие машины собираются из импортных (а порой и из отечественных) комплектующих, ввозная пошлина на которые существенно ниже, чем на готовые автомобили. Кроме того, собираемые в России авто не облагаются утилизационным сбором.
Несколько иначе ситуация обстоит с японской маркой Toyota. По словам представителей компании, на которых ссылается газета "Ведомости", около 80 процентов автомобилей Toyota в Россию импортируется. На территории страны (на петербургском заводе в Шушарах) выпускается лишь бизнес-седан Camry. И импортировать популярную модель в Россию японцы не планируют.
В общем и целом, под утилизационный сбор попадут по большей части малопопулярные или дорогие иномарки. И одним утилизационным сбором любителей роскошных автомобилей не ограничат. В июле сообщалось, что на машины мощностью свыше 410 лошадиных сил Минфин планирует повысить транспортный налог до 300 рублей за лошадиную силу.
Сильнее же всего с 1 сентября изменится рынок подержанных иномарок, импортируемых из Японии, Европы и США. Фактически ввозить в Россию машины старше трех лет юридическим лицам (дилерам и посредникам) станет невыгодно. В результате россиянам придется привозить дешевые подержанные легковушки либо самостоятельно, либо через "третьих" физических лиц. В такой ситуации от предстоящего подорожания подержанных иномарок больше всего пострадают Калининград и Дальний Восток, где доля импортных автомобилей достигает 83,7 и 87 процентов соответственно, а их средний возраст превышает 18 лет.
lenta.ru