КНР рубит окно в Европу через Россию
Из китайского города Чунцин в Германию через Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу в конце минувшей недели отправился поезд. Через 13 дней он должен прибыть в Дуйсбург. Проект железнодорожного пути из КНР в Европу становится реальностью. Пекин рассчитывает сократить благодаря ему стоимость экспорта. РЖД этот план тоже выгоден.
О приключениях европейцев, которые решались отправиться по железной дороге через Россию в Китай, написаны романы, сняты кинофильмы. Сейчас проблемой прямого железнодорожного сообщения между Европой и Азией занялись экспортные и импортные компании и путейцы.
Выигрыш от организации таких перевозок очевиден. Поезд из Китая достигнет Центральной Европы за 13 дней, тогда как по морю судно-контейнеровоз, отплыв из Шанхая или Гуанчжоу, прибывает к месту назначения примерно за 36 дней. Хуан Цифан, мэр Чунцина, отмечает также, что отправка грузов поездом более безопасна и не столь затратна, как по морю.
Однако, несмотря на то, что договоренность об организации таких перевозок между РЖД, китайским Управлением железных дорог и немецкой Deutsche Bahn существует уже несколько лет, она так и оставалась нереализованной. Ма Чжунгуань, директор таможни Чунцина, объясняет задержку сложностью таможенных процедур и провоза груза через несколько стран.
В прошлом году, как сообщает агентство «Синьхуа», Китай, Россия и Казахстан подписали стратегическое соглашение об открытии маршрута для грузоперевозок. И вот теперь современный «Шелковый путь», как его нередко называют в Китае и Казахстане, открыт. Если сейчас поезд ходит только один раз в месяц, говорит Ма, то в будущем сообщение может стать ежедневным.
Разумеется, Казахстану и России, странам-транзитерам, это выгодно. А в Китае с проектом связывают планы наращивания экспорта высокотехнологичной продукции в Европу. Не случайно состав, отправившийся в Дуйсбург, везет ноутбуки и LCD-панели.
В последнее время китайские товары, вывозимые в Европу и США, стали более дорогостоящими. Причина прежде всего в том, что в высокоразвитых приморских провинциях КНР рабочим стали платить больше, цена продукции возросла.
Внутренние провинции, и в первую очередь провинция Сычуань, где расположен Чунцин, мегаполис с населением в 30 млн. человек, отстали в своем развитии от Приморского региона, где уже в течение 30 лет бурно растет экспортное производство.
И вот теперь Чунцин принялся догонять «передовиков». Там уже работают Foxconn, крупнейший в мире поставщик электронной продукции по контракту, Acer, ведущий производитель компьютеров на Тайване, и Hewlett-Packard. За первые пять месяцев этого года Чунцин продал 2,43 млн. компьютеров за границу.
Понятно, что отцы города с энтузиазмом продвигают трансконтинентальный железнодорожный проект. Впрочем, к нему собираются присоединиться и промышленно развитые районы Южного Китая.
Независимая газета