Кодекс без выходных
Нормативная база Таможенного союза должна быть подготовлена
и согласована со всеми участниками за полгода
До НАЧАЛА полноценной работы Таможенного союза осталось совсем
немного времени. Особенно если учесть гигантский объем необходимых для
этого нормативных документов и процедур.
О том, как проходит подготовка Таможенного кодекса Союза, как
осуществляется сотрудничество с "союзниками", "РБГ" спросила у Сергея
Коноваленко, начальника Управления таможенного сотрудничества Федеральной
таможенной службы (ФТС) России.
- Сергей Александрович, как проходит подготовка проекта Таможенного
кодекса Таможенного союза? С какими проблемами сталкиваются наши
таможенники на переговорах?
- Процесс разработки и согласования Таможенного кодекса идет очень
интенсивно и близится к завершению. Работа над проектом осуществляется в
ежедневном режиме без выходных, ведь на разработку такого серьезного
документа отведено лишь полгода, а ряд его положений затрагивает в той или
иной мере не только таможенные органы. Речь идет о необходимости выработки
согласованных подходов практически по всем аспектам таможенного дела. И
если на переговорах с нашими коллегами-таможенниками мы все же можем
прийти к консенсусу, то с министерствами всех государств - участников
Таможенного союза имеется ряд серьезных разногласий.
Что касается проблемных вопросов, то попробую кратко их обозначить.
Это:
- вопросы, относящиеся к порядку осуществления всех видов платежей;
- вопросы стоимости и корректировки стоимости перемещаемых товаров;
- вопросы порядка выпуска товаров в обращение после уплаты всех видов
платежей с учетом обеспечения интересов государств - участников Таможенного
союза;
- вопросы, относящиеся к особым экономическим зонам государств-сторон
и обеспечение их взаимных интересов в ходе осуществления таможенного дела
на этих территориях;
- проблемы реимпорта товаров и вопросы о необходимости совместного
правового регулирования отношений по обеспечению прав на интеллектуальную
собственность.
Существует еще одна проблема. Дело в том, что не все вопросы могут
быть урегулированы Таможенным кодексом. Есть такое понятие, как
бланкетность - введение отсылочных норм. К сожалению, в Таможенном кодексе
есть много статей, носящих отсылочный характер. Мы понимаем, что какие- то
вопросы будут решены путем подписания отдельных соглашений и нормативных
документов, однако проблему это не решает. По урегулированию данных
вопросов сейчас идут переговоры.
- Исходя из перечня названных вопросов, самые проблемные вопросы
касаются платежей?
- В том числе. Сейчас мы обсуждаем таблицу с предложениями
министерств и ведомств по данной проблематике. Ведь данные вопросы
касаются не только таможенной службы, но и ряда министерств, причем не
только российских, но и других стран - партнеров по Таможенному союзу.
Решения даются непросто, на кону деньги, которые пополняют федеральный
бюджет, ведь не секрет, что бюджет каждого из государств - участников
Таможенного союза более чем на 50% пополняется за счет таможенных
платежей. Это очень большие деньги. Вопрос платежей довольно болезненный
для каждой страны Таможенного союза, однако есть понимание, что они должны
соответствовать реальному вкладу государства.
- Когда будет принят Таможенный кодекс, потребуется ли унификация
законодательства?
- Безусловно, это касается смежных с таможенным законодательством
отраслей права - уголовного, административного, внешнеторгового. И этот
объем работы необходимо завершить до вступления Таможенного кодекса в
силу, т.е. до 1 июля 2010 года. Это потребует пересмотра
межправительственных и межведомственных соглашений, а ведь по некоторым из
них на выработку компромисса потребовался не один год. Предстоит вносить
поправки и в федеральные законы, что, конечно же, сложнее, но тем не менее
задача такая руководителями трех стран поставлена, и мы должны ее
совместными усилиями выполнить. Пласт работы огромный, и каждая страна -
участница Таможенного союза должна пройти этот путь.
- Таможенный союз создается в рамках ЕврАзЭС, а в чем разница
таможенного сотрудничества со странами ЕврАзЭС и СНГ?
- Мы активно работаем на всем пространстве СНГ, куда входят и страны
ЕврАзЭС, и никаких отдельных подходов не практикуем. Отличие состоит лишь
в том, что государства - члены ЕврАз-ЭС более активно сотрудничают.
Приведу пример: с 1995 года в рамках ЕврАзЭС было подписано более 40
соглашений различного уровня, которые позволили снять массу проблем в
отношениях стран-партнеров.
Со странами СНГ иная ситуация. Исходим из того, что мы сотрудничаем с
ними настолько плотно и активно, насколько они готовы к такому
сотрудничеству.
- Для того чтобы работать на единой таможенной территории, необходима
унифицированная программа подготовки кадров. Она предусматривается в
разрабатываемых планах формирования Таможенного союза?
- Конечно. Российская таможенная академия со своими филиалами по всей
стране является международным учебно-методическим и
научно-исследовательским центром по подготовке национальных кадров для
таможенных служб стран СНГ. В настоящее время в академии обучаются 264
студента из стран СНГ.
- За наш счет?
- Обучение оплачивает правительство России в соответствии с квотами,
которые оно выделяет для поступления абитуриентов из стран СНГ. Обучение в
данном вузе престижно, и руководители таможенных служб неоднократно
поднимали вопрос об увеличении квот для своих стран при поступлении на
очное отделение. С этого года в соответствии с поручением председателя
правительства России В.В. Путина квота для стран СНГ значительно
увеличена.
Расходы по заочному обучению берет на себя направляющая сторона.
- В странах СНГ у ФТС имеются представительства, а каковы особенности
их работы?
- На наши представительства в странах СНГ, а именно в Казахстане,
Белоруссии, Киргизии и Украине, возложен довольно широкий круг задач.
Основная цель - взаимодействие с таможенной службой страны пребывания,
оказание содействия в разработке схем упрощенного перемещения товаров и
транспортных средств, разработки "единых правил игры" на таможенном поле.
- Как работа представительств может облегчить жизнь граждан,
пересекающих таможенную границу?
- В обязанности наших представительств входит и консультирование
граждан по вопросам перемещения ими товаров и личных вещей. Не секрет, что
порой даже люди, занимающиеся бизнесом, не всегда в полном объеме знают
законодательство страны, куда они хотят ввезти товар. В случае сомнений
граждане могут обращаться за консультацией в представительства, всем
обратившимся обязательно помогут.
- На что вы бы посоветовали обратить внимание граждан СНГ при
пересечении таможенной границы России?
- Граждане, которые намерены посетить нашу страну, могут посмотреть
наш сайт и ознакомиться с правилами таможенного оформления перемещения
товаров и личных вещей. При этом необходимо понимать, что не все нормы
ввоза и вывоза товаров в странах СНГ унифицированы полностью. Ошибка
состоит в том, что граждане стран СНГ думают, что раз это страна СНГ, то
туда можно везти что угодно и в любом количестве. Каждая из стран СНГ -
суверенное государство, и оно вправе само определять перечень товаров,
ограниченных к ввозу и вывозу. Такова и мировая практика. Поэтому
настоятельно рекомендую, прежде чем отправлять в ту или иную страну,
ознакомиться с правилами перемещения товаров и личных вещей.
Российская бизнес-газета 30.10.09