03.12.09

Консультативный Совет как наиболее эффективная форма взаимодействия таможенных органов, деловых кругов и участников ВЭД

26 ноября в Удмуртской таможне состоялся очередной Консультативный Совет по работе с участниками внешнеэкономической деятельности. Его целью является сотрудничество таможни с участниками ВЭД, иными лицами, деятельность которых связана с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, и их профессиональными объединениями (ассоциациями) по вопросам внедрения наиболее эффективных методов осуществления таможенного оформления и таможенного контроля.

В работе приняли участие старший помощник Главного Федерального инспектора по Удмуртской Республике, руководитель отделения Минпромторга России по Удмуртской Республике, генеральный директор Удмуртской Торгово-промышленной палаты, директор Удмуртского ЦСМ, заместитель директора ЗАО «РОСТЭК-Н.Новгород «РОСТЭК-Ижевск», представители Национального банка УР, Управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в УР, крупных предприятий республики – ОАО «ЧМЗ», ОАО «ИжАвто», ОАО «Ижсталь», ОАО «Ижевский радиозавод», ФГУП «ИЭМЗ «Купол», ОАО «Актив», ФГУП ПО «Воткинский завод», ЗАОр МДНП «Красная звезда», АООТ «Сарапульский ЭГЗ», ОАО «Элеконд», ОАО «Торговый дом «Воткинский завод». Представители сразу трех предприятий, не являющиеся членами Консультативного Совета, выразили желание, принимать участие в заседаниях и на основании заявлений были включены в состав.

Открыл мероприятие начальник таможни Виктор Чижков. Он провел анализ решений, принятых на предыдущем Совете: что сделано, а что еще требует доработки.

Первым в повестке дня стал вопрос «О полномочиях и компетенции таможенных органов в отношении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности» (докладчик начальник отделения товарной номенклатуры и торговых ограничений М.А.Пенкина).

Общеизвестно, что во всем мире вопросам защиты прав интеллектуальной собственности придается большое значение.

Защита прав интеллектуальной собственности обусловлена с одной стороны – необходимостью защиты интересов правообладателя, с другой стороны - необходимостью обеспечения безопасности и соответственно защиты законных прав потребителей.

В практике таможенного контроля в регионе деятельности Удмуртской таможни не единичны случаи выявления товаров, обладающих признаками объектов интеллектуальной собственности, перемещаемых с нарушением установленных правил.

Правообладатель, зарегистрировавший товарный знак, обладая исключительным правом на него, может подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, являющихся по его мнению контрафактными.

Объекты интеллектуальной собственности, вносятся в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), где на 30 октября 2009 года зарегистрировано 1530 товарных знаков.

С момента включения в ТРОИС товар становится объектом защиты прав интеллектуальной собственности в рамках компетенции таможенных органов.

Согласно КоАП РФ (ст.14.10) - незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров – является составом административного правонарушения, с наложением административного штрафа (на должностных лиц – от 10 до 20 тыс.руб., на юридических лиц - от 30 до 40 тыс.руб.). По решению суда контрафактные товары подлежат конфискации либо дальнейшему уничтожению.

Вторым вопросом заседания Консультативного совета стало обсуждение проблемных вопросов, возникающих при предоставлении (заявлении) таможенного режима «отказ в пользу государства».

Использование режима отказа от товара в пользу государства, так же как и режима уничтожения товаров, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации импортного товара на российском рынке.

Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок ввозных таможенных пошлин, либо непредвиденными длительными транспортными простоями при морских и железнодорожных перевозках, которые ведут к значительному удорожанию товара.

Если вывоз такого товара с таможенной территории Российской Федерации оказывается невыгодным, участник внешнеторговой деятельности, смирившись с потерей товара, стремится свести материальные убытки к минимуму и освободиться от таможенных платежей. Для этого он может выбрать таможенные режимы отказа от товара в пользу государства или уничтожения товара.

Первый, как правило, выглядит предпочтительнее. Безвозмездная передача товара в собственность государства может положительно сказаться на деловой репутации импортера. Кроме того, уничтожение товара производится за счет заинтересованного в этом лица и приводит при прочих равных условиях к дополнительным для него расходам. Но есть исключения, при которых разрешение на отказ от товара в пользу государства не предоставляется:

- если помещение товаров под таможенный режим отказа от товара в пользу государства может повлечь какие-либо расходы для государства, которые не будут компенсированы за счет средств от реализации товара;

- если реализация товаров таможенными органами невозможна либо ограничена (оборудование узкоспециализированного назначения, сроки реализации товара менее шести месяцев и т.п.).

С докладом «О роли подразделений таможенной инспекции в современных условиях» выступил М.В.Роянов, исполняющий обязанности начальника отдела таможенной инспекции.

Одной из основ совершенствования таможенного контроля и соблюдения баланса между содействием внешней торговле и обеспечением экономической безопасности государства в современных условиях является упрощение формальностей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, и сокращение времени таможенного оформления при переносе акцента на таможенный контроль после выпуска. В соответствии со ст.361 Таможенного кодекса Российской Федерации после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

При проведении проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении, таможенный контроль после выпуска осуществляется по следующим основным направлениям:

1) соблюдение условий выпуска;

2) правильность классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации;

3) правильность определения таможенной стоимости;

4) соблюдение запретов и ограничений, установленных законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

5) порядок и соблюдение условий предоставления преференций и льгот;

6) использование условно выпущенных товаров в целях, соответствующих условиям предоставления льгот;

7) иные направления, имеющие отношение к обеспечению соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее 3-х календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры, владельцы СВХ, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение 5 календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции (ст.363 ТК РФ).

Открытость перед таможенным органом при проведении проверочных мероприятий после выпуска товаров (транспортных средств) – это залог, прежде всего, ускорения в дальнейшем процедуры таможенного оформления, получения своего рода статуса «добропорядочного участника ВЭД».

Исходя из принципов Концепции развития таможенных органов России, а именно упрощении таможенных процедур таможенного оформления, переноса таможенного оформления на границу, роль таможенного аудита возрастает многократно.

В заключении заседания Виктор Александрович Чижков поблагодарил всех присутствующих за работу и отметил, что Консультативный Совет является на сегодняшний день наиболее эффективной формой взаимодействия таможенных органов, деловых кругов и участников ВЭД.

Пресс-секретарь Удмуртской таможни Злобина Юлия