Логистический рынок поделят крупнейшие транспортные компании и стартапы с дронами
Изменение моделей спроса и потребления, трансграничность бизнеса и электронная торговля в целом меняют подходы к логистике, а значит, рынок ждут структурные изменения.
Центральными темами Петербургского международного экономического форума в 2018 году станут инновации, технологии и международное сотрудничество. Однако если в финансовой и банковской сфере эти темы обсуждаются, в том числе и на форуме, уже много лет, то сейчас эксперты готовы вести разговор о применении высоких технологий в самом широком круге отраслей. В программе есть и панельная сессия по киберспорту "Новый глобальный тренд в спорте и бизнесе", и "Векторы медицины будущего: кто будет лечить человека через 30 лет?", и даже "Цифровая реальность атомной отрасли".
Логистическая сфера, обеспечивающая, по сути, функционирование большинства отраслей экономики, также не могла остаться в стороне от глобальных технологических изменений. Этому будет посвящена сессия "Глобальные цепочки поставок", отражающая то, как логистика реагирует на вызовы времени, состыковывая запросы бизнеса и потребителей наиболее выгодным и технологичным образом. Сегодня логистическим провайдерам необходимо осваивать каналы прямого доступа к потребителю, оперировать большими массивами данных, обмениваться ими с заинтересованными сторонами, а также применять аналитику из этих массивов для принятия решений. Поэтому глобальные цепочки поставок и вопросы логистической инфраструктуры стали одной из важных тем на ПМЭФ–2018.
Каждому свое
Усложнение связей в современном мире требует появления новых компетенций, в том числе и в логистике. Так, раньше перевозками мог заниматься кто угодно, в том числе индивидуальные предприниматели с одной машиной или собственные подразделения малых и средних компаний. Сегодня вариант "купил машину — погрузил — перевез — выгрузил" становится нерентабельным. Такая схема на практике обрастает большим количеством непредвиденных сложностей, начиная от ДТП или банального мошенничества со стороны водителя и заканчивая ужесточением законодательства в сфере перевозок. Страхование сохранности груза или сроков его доставки, вопросы недостаточности автопарка при поломке на трассе — как правило, об этом бизнес задумывается уже при возникновении форс–мажорной ситуации. В итоге решение отдать перевозки на аутсорсинг все чаще становится экономически выгодным.
Сегодня среда перевозчиков неоднородна не только с точки зрения "физических" параметров, таких как количество единиц автопарка или география доставки, но и с точки зрения оснащенности технологической платформой, созданной специально для логистической сферы. До сих пор в большинстве традиционных логистических компаний по–прежнему высока доля ручного труда, не всегда эффективно используются имеющиеся активы. В среднем в мире 50% грузовиков возвращаются обратно пустыми после доставки груза. В таких компаниях уровень цифровизации достаточно низок, используются привычные каналы коммуникации — электронная почта и телефон, а также морально устаревший путь движения товаров: импортер — дилер — розничная сеть. Между тем логистические платформы, в которые инвестируют средства крупнейшие операторы, ушли далеко вперед по сравнению с возможностями как мелких перевозчиков, так и бизнеса. Отлажены все процессы, предусмотрены и регламентированы ситуации, которые могут произойти при перевозке, на каждый случай есть алгоритм действий. А главное — оптимизированы маршруты и исключены лишние звенья.
Системный логистический оператор полностью адаптируется к запросам клиента. Среди особенностей крупных логистических компаний — наличие собственного автопарка и складских терминалов, технологические возможности по расчету маршрутов, анализу массивов данных. Наличие всего этого инструментария ускоряет бизнес не только самого перевозчика, но и всех его корпоративных клиентов. Программным путем составляются математические модели, которые прогнозируют товарные потоки между различными контрагентами в разрезе регионов. Вся аналитика может быть предоставлена клиенту, который тем самым избежит где–то излишнего затоваривания, а где–то недостатка товара. Таким образом оптимизируется грузооборот клиентов, а значит, уменьшаются их издержки.
Сегодня крупнейшие игроки транспортно–логистического рынка развиваются и за счет кросс–функциональных партнерств с крупными игроками из других сфер. Так, ГК "Деловые Линии" в рамках ПМЭФ подписывает целый ряд соглашений — в том числе с компаниями "Ростелеком", "1С", интегратором "БиАйЭй–Технолоджиз". В частности, будет создана единая цифровая платформа "Ростелекома" с использованием облачных продуктов в логистической сфере и оптимизации с применением опыта и экспертизы "Деловых Линий".
Квартет услуг
В обозримой перспективе рынок транспортно–логистических услуг структурно изменится: лидировать будут крупнейшие компании, которые могут позволить себе значительные инвестиции в технологические платформы и работу с сервисными площадками, многие мелкие и средние перевозчики уйдут с рынка. А вот успешные продуманные стартапы на дронах вполне смогут "выстрелить" и занять свою долю рынка.
Важным элементом управления цепями поставок становится, к примеру, внедрение "физического" Интернета, своеобразным амбассадором которого в России с прошлого года стали те же "Деловые Линии". Подход представляет собой глобальную открытую систему логистики, основанную на взаимосвязи физической, цифровой и операционной сред через общедоступные протоколы — по аналогии с обычным Интернетом. Товар в рамках концепции должен помещаться в стандартизированные контейнеры с электронными датчиками, данные с которых автоматически сможет считывать оборудование на всех хабах системы. Таким образом, процесс перемещения посылок будет прозрачным, понятным и контролируемым на каждом этапе.
Все более очевидным становится грядущий переход к логистике 4PL — услугам системных логистических провайдеров, которые решают весь комплекс задач компании клиента. Это планирование, управление и контроль всех логистических процессов с учетом долгосрочных стратегических целей контрагента, включая даже поиск партнеров и прогнозирование перспектив региональной экспансии на основе востребованности тех или иных товаров. В круг задач 4PL–провайдеров входит также управление цепями поставок, логистическое планирование и консалтинг для сетевых структур предприятий, координация 3PL–операторов. Особенно актуальны услуги 4PL для глобальных торговых групп, у которых тысячи поставщиков и сотни тысяч товарных артикулов — от продуктов питания до бытовой техники. Обслуживание таких клиентов требует применения современных логистических концепций, учитывающих многообразие вариантов снабжения. Отдельные элементы 4PL–логистики уже сегодня можно встретить у тех крупнейших российских операторов, которые первыми выстроили плотные отношения с бизнес–интеграторами и вовремя вложились в высокие технологии.