20.04.16

Логистика интеграции

ОАО «РЖД» поставлена задача увеличить долю доходов от логистических услуг с 18 до 24% к 2020 году.

Как сообщил на 21-й международной конференции «Транс-Россия» член правления компании и старший советник президента ОАО «РЖД» Вадим Морозов, доля затрат отечественных компаний на логистику сейчас составляет около 20%, в то время как европейские и американские транслогистические компании обошли наши. За рубежом уровень логистических издержек не превышает 8–10%. Именно в развитии логистики сейчас кроется огромный потенциал как для РЖД, так в целом и для всей российской экономики.

«В структуре нашего холдинга есть несколько логистических компаний, и можно сказать, что приобретение GEFCO уже сняло все вопросы о том, насколько оно было необходимо, – подчеркнул Вадим Морозов. – Её быстрое развитие уже позволяет говорить о значительном влиянии её финансового результата на деятельность всего холдинга».

Притом что 2015 год оказался не очень результативным в плане перевозок, был зафиксирован их рост в объёме 3,6% по направлению к портам (9 млн тонн), а доля международных перевозок по российским железным дорогам составила 39% – очень неплохой показатель для дальнейшего развития стратегии транзитных и международных перевозок. Правда, вопросы, связанные с несовершенством таможенного контроля, электронного документооборота, законодательные несостыковки сильно замедляют движение товаропотоков.

Их решение позволит до 2020 года довести долю транзита по транспортным коридорам через Россию до 10%.

К примеру, как отметил глава постоянного представительства Международного союза автомобильного транспорта в Евразии (IRU) Дмитрий Чельцов, четверть всего времени автомобили проходят не в пути, а в очередях на границе и таможне. «Если гармонизировать всё законодательство стран Евразийского союза и Восточной Европы, то путь из Бишкека в Варшаву стал бы на четыре дня короче, и этот эффект сравним с тем, который будет получен после создания автомобильного коридора Западный Китай – Европа», – подчеркнул Дмитрий Чельцов.

Член правления Гильдии экспедиторов России Алевтина Кириллова сообщила о том, что сейчас, спустя 10 лет, есть возможность снова вернуться к развитию транспортного коридора «Север – Юг» через Россию. Это связано с включением Ирана в мировую торговлю и потребностями Индии в создании надёжных и более дешёвых путей транспортировки своих товаров в Европу.

«Эффект может состоять в открытии новых рынков и привлечении индийских и иранских бизнесменов к инвестициями в транспортную инфраструктуру, – говорит Алевтина Кириллова. – Для реализации такого проекта нужно подписать рамочное соглашение о сквозных тарифных ставках между представителями различных видов транспорта и решить организационные вопросы их применения».

Ситуация на мировых транспортных рынках сейчас довольно интересная. В отдельных сегментах перевозки падают, к примеру в морской транспортировке. Зато заметно растут услуги по экспресс-доставке, скоростные пассажирские железнодорожные перевозки, авиация. Поэтому нельзя однозначно говорить лишь о спаде.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов, подводя итоги дискуссии по способам развития логистики, заметил, что транспорт действительно остаётся одним из инструментов трансформации как мировой, так и российской экономических систем.

«Несмотря, казалось бы, на сложные экономические условия, транспортники находят другие сектора и виды доставок, которые показывают рост, – заметил Геннадий Бессонов. – Сейчас понятно, что, несмотря на процессы глобализации, транспортные рынки скорее будут развиваться по принципу регионального сотрудничества. Нужно учиться управлять и анализировать потоки информации, создавать совместные документы и технологии для беспрепятственного транзита. В транспортной сфере ставку нужно делать на развитие сотрудничества, и тогда мы действительно откроем новые возможности для отрасли».

Гудок