Новая методология таможенной оценки
В ноябре Президент РФ Владимир Путин подписал Закон О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе (Не 144-ФЗ от 08.11.2005г.). Вступление его в силу предусмотрено 1 июля 2006 года. Закон комментирует-руководитель таможенной практики DLA Piper Rudnick Gray Сагу в Санкт-Петербурге, сопредседатель таможенно-транспортного комитета Американской торговой палаты, научный руководитель программы дополнительного образования Правовое обеспечение ВЭД Санкт-Петербургского государственного университета, к.ю.и. Вильгельмина ШАВШИНА.
Принятие Федерального закона О внесении изменений в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе (ЗоТТ) знаменует новую веху на этапе совершенствования таможенного регулирования. Стремление России в ВТО обязывает нас приводить национальное законодательство в соответствие с международными стандартами, устранять тарифные и нетарифные барьеры для международной торговли. Законодатель, принимая данный закон, думаю, прекрасно понимает, что ЗоТТ, будучи на первый взгляд исключительно регулятором тарифного механизма, вместе с тем влияет на торговлю значительно шире.
С одной стороны, эффективность мер таможенно-тарифного регулирования для экономики страны определяется не только (и по существующей российской практике таможенного администрирования - не столько) уровнем непосредственно самих ставок пошлин и налогов, но и расчетной величиной налоговой базы. С другой стороны, установление тех или иных правил определения таможенной стоимости, использование определенных методик таможенной оценки перемещаемых товаров в международной практике рассматривается в качестве нетарифного барьера, поскольку оказывает влияние на торгово-политические отношения с другими государствами. Не случайно, международный стандарт по вопросам определения таможенной стоимости - Соглашение о применении статьи VII ГАТТ (Генерального соглашения по тарифам и торговле), в соответствие с которым формально приводится ЗоТТ, разработан под эгидой Всемирной торговой организации. Это лишний раз демонстрирует механизмы определения таможенной стоимости в качестве инструмента торговой политики.
Изменения, вносимые в ЗоТТ, сосредоточены на описании методов определения таможенной стоимости товаров, а также представляют новую редакцию основных понятий, используемых в ЗоТТ.
Содержащееся в подпункте "г" пункта 2 статьи 19 действующей редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" понятие "взаимозависимые лица" заменено в проекте Закона на понятие "взаимосвязанные лица", которое является более широким по содержанию. Для таких лиц установлен особый порядок применения таможенной оценки товаров. С одной стороны, в соответствии с данным порядком процедура доказывания факта того, что взаимосвязанность лиц не повлияла на цену сделки становится более формализованной. С другой стороны, при принятии решения по таможенной стоимости товаров по основному методу остается доля субъективности оценки сотрудника таможенного органа, который может доказательства счесть недостаточными или недостоверными.
Примечательно, что новой редакцией Закона к компетенции Правительства РФ отнесено установление правил применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Что это будут за правила - остается только догадываться и уповать на разъяснения о применении 7 статьи ГАТТ, поскольку наша законодательная техника не позволяет имплемен-тировать все положения международного стандарта непосредственно в законе. На уровень Правительства отнесен и порядок определения таможенной стоимости ввозимых товаров в случаях их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, а также в случаях незаконного перемещения ввезенных товаров через таможенную границу РФ. Остается рассчитывать, что в этой части ряд проблем и разночтений в силу настоящей нормативной неурегулированности данных вопросов будет устранен.
Новая редакция Закона по сравнению с действующей редакцией Закона РФ "О таможенном тарифе", более подробно регламентирует применение метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Вместе с тем, текст проекта Закона и, в частности, формулировки статей 19, 19(1) позволяют сделать вывод о том, что возникает риск включения в цену сделки с ввозимыми товарами при оценке товаров для таможенных целей дополнительных расходов, предусмотренных статьей 19(1), даже в тех случаях, когда такие расходы (особенно предусмотренные п.п. 5-7 п. 1 статьи 19(1) - расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию Российской Федерации и другие связанные с ними расходы) понесены продавцом и уже включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за импортированные товары.
Законодательно значительно упрощена возможность применения 2-го и 3-го методов определения таможенной стоимости товаров (методов по стоимости сделки с идентичными товарами и с однородными товарами). В частности, к идентичным (однородным) товарам возможно относить товары, произведенные другим изготовителем. В проекте закона даны новые понятия однородных и идентичных товаров. Отражены нормы Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, в соответствии с которыми участнику ВЭД предоставляется право выбора последовательности применения 4-го и 5-го методов определения таможенной стоимости товаров (метода вычитания и метода сложения). Значительно упрощена и "легализована" процедура применения 6-го (резервного) метода определения таможенной стоимости товаров. В частности, предусмотрено, что при применении 6-го метода за основу принимается стоимость сделки, рассчитанная в соответствии с 1 - 5 методами определения таможенной стоимости товаров. Косвенно предусмотрена возможность в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров использовать цены импортных товаров на внутреннем российском рынке (в проекте Закона исключено принятие за основу цены на внутреннем рынке РФ товаров, произведенных в РФ).
Не секрет, что, оставляя неизменной ставку таможенной пошлины, только за счет манипуляций со способами расчета таможенной стоимости государство-импортер товаров может в значительной мере повышать уровень таможенно-тарифной защиты. Более того, существующая практика таможенной оценки позволяет в значительной степени пополнять доходную часть федерального бюджета. Цена вопроса совершенствования правовой базы таможенного регулирования сегодня определяется тем, что почти половину прироста ВВП России дает внешняя торговля. Таможенные платежи составляют почти 40 процентов доходной части бюджета страны. Потому процесс реформирования сложившейся практики администрирования вопросов таможенной оценки легким не будет .
Журнал Таможня 23-24 от16.12.05