Оборот контейнеров в петербургских портах снизился почти на треть
В первом полугодии 2015 г. порты Петербурга и Ленобласти перевалили 107,1 млн т грузов, на 2% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сказано в материалах администрации Большого порта Санкт-Петербург. Оборот порта Петербург упал на 12% (за счет контейнеров), Выборга – на 20%, перевалка в Усть-Луге выросла на 16% (благодаря наливным грузам, коксу и углю), в Приморске – на 4%.
В июне грузооборот портов упал на 1% до 17,8 млн т. Порт Санкт-Петербург в июне потерял 14%: накатные грузы снизились на 31% до 54 100 т, грузы на паромах – на 18% до 35 700 т, контейнеры – на 29% до 141 471 TEU. Порт Высоцк показал снижение на 17%, здесь упали объемы как наливных, так и навалочных грузов. Перевалка в Усть-Луге в июне увеличилась на 4% за счет нефти (+15%), сжиженного газа (+40%) и грузов на паромах (+46%). Контейнерооборот Усть-Луги упал на 29% до 6682 TEU, что составляет 4% от общего контейнерооборота портов.
По данным Infranews, импорт груженых контейнеров в порту Петербурга за первое полугодие упал на 31% до 398 000 TEU, а импорт порожних контейнеров вырос в 6 раз до 15 000 TEU. Экспорт грузов в контейнерах за этот период упал на 28,8% до 448 000 TEU.
Перераспределения продовольственного импорта от новых поставщиков из Египта, Турции и других стран из портов Петербурга в Новороссийск не произошло, говорит гендиректор Infranews Алексей Безбородов: «Импорт контейнеров в Новороссийске упал за полгода на 28%, поставщики не перешли в этот порт, они просто ушли». Контейнерооборот в Петербурге по итогам года снизится на 25–30%, прогнозирует эксперт.
Экспорт в «Тамарикс лоджистикс» в июне вырос на 10%, импорт вышел на уровень прошлого года, говорит Сергей Попов, начальник управления транспортных операций компании: «Завершилось замещение импорта продовольствия по происхождению, но объемы продукции восстановились». Многие поставщики возобновляют контракты, приостановленные в конце 2014 г. – начале 2015 г., в основном это товары промышленной группы и народного потребления, сказал он. Попов добавляет, что Новороссийск не смог перетянуть грузы с Северо-Запада из-за неудобной логистики: от Новороссийска слишком большое транспортное плечо до основных потребителей.
Увеличение экспорта подтверждает Олег Дехтярь, заместитель гендиректора по коммерческой работе ОАО «Морской торговый порт Усть-Луга»: «Оживляется экспорт оборудования, прежде всего энергетического, и металлоконструкций. Никто из наших клиентов не отказывается от контрактов на следующий год».
С начала года на первом месте по объему роста – экспортное направление, его тормозит только дефицит порожних контейнеров, говорит Дмитрий Красильников, президент ГК «Балтика-транс». По его словам, часть линий полностью прекратили выдачу порожних контейнеров и обещают восстановить ее только в августе. Рынок транспортных услуг начинает возвращаться к объемам прошлого года, чему способствуют банки, которые вновь кредитуют импортеров, добавляет Красильников.
Объемы перевозки «Рускон-СПб» полгода удерживаются на одном уровне, но говорить о росте или даже стабилизации грузопотока на рынке еще преждевременно, считает директор компании Кирилл Булах. По его словам, ряд транспортных компаний переориентировались с доставок грузов через порты Петербурга и Новороссийска на перевозки морем до Владивостока, Восточного или Находки и далее по железной дороге до пунктов назначения.