13.04.06

Особенности псковской таможни

В течение долгого времени Псков имел приграничное положение и являлся оплотом Руси на её западных рубежах. Но, вместе с этим, в те стародавние времена наш город выполнял не только оборонительные, но ещё и купеческие функции, находясь на пересечении важнейших торговых путей того времени. С этого момента и начинается история псковской таможни.

Краткая биография

Стоит сказать, что на сегодняшний день на территории Псковской области находится не одна, а целых три таможни: Великолукская, Себежская и Псковская. Но больше всего объём работы у псковской таможни, соответственно, она и является самой крупной в нашем регионе. О специфике её работы корреспондент Псковской Ленты Новостей и решил поговорить с пресс-секретарём псковской таможни Князевой Натальей и постараться разобраться в тонкости ремесла представителей этой, во многом закрытой для широкой общественности, профессии.

Псковская таможня была образована 23 мая 1991 года на основании приказа 173 Главного Управления государственного таможенного контроля при Совете министров СССР. Так что скоро у нашей таможни круглая дата пятнадцатилетний юбилей.

В 2000 году псковская таможня прошла процедуру реорганизации. К ней были присоединены таможенные посты Пыталовского и Печорского направлений. Так что на сегодня псковская таможня имеет 9 таможенных постов, из которых 5 это приграничные. Из них три это Многосторонние автомобильные пункты пропуска (МАПП): Куничина Гора, Шумилкино на границе с Эстонией и Убылинка на границе с Латвией. Два остальных таможенных пункта это железнодорожные пункты пропуска (ЖДПП): Печоро-Псковский на границе с Эстонией и Скангали на границе с Латвией. Внутренние таможенные посты находятся в Пскове Псковский ТПП, в Печорах Печорский ТПП, в Гдове Гдовский ТПП, в Пыталово Пыталовский ТПП.

Протяжённость же внешней границы района деятельности псковской таможни составляет целых 470,7 километра. Из них на границу с Латвией приходится 223,7 км., а с Эстонией 247 км.

Всё серьёзно!

Псковская таможня, хоть она и псковская является частью сложной многоступенчатой государственной, федеральной структуры. Так наше отделение подчиняется Северо-Западному таможенному управлению. СЗТУ в свою очередь подчиняется федеральной таможенной системе, а ФТС уже на прямую подчиняется Министерству экономического развития.

Такая структура сложилась вследствие проведения в нашей стране административной реформы и обуславливается особой значимостью для страны деятельности таможни, ведь в России Федеральный бюджет формируют в большинстве своём только две службы: налоговая инспекция и таможня, причём на долю таможни приходится что-то около 40% от всего пирога нашего бюджета. Это многое значит.

Сразу же приходит на ум вопрос: Если таможня это такое серьёзное ведомство, то, соответственно, тут должны работать исключительно профессионалы. Нет ли у таможни проблем с кадрами? . Пресс-секретарь ответила, что подобных проблем на таможне нет. Наталья Князева в дальнейшем пояснила: На рынке труда на сегодняшний день есть пресыщение экономистов и юристов. Поэтому недостатка в молодых специалистах мы не видим. Но в тоже время у нас всё-таки есть недостаток в людях, имеющих профильное образование, то есть закончивших Российскую таможенную академию, так как многие её выпускники предпочитают уйти в бизнес, чем работать в таможенном ведомстве. Причина, конечно же, несовместимость в размерах заработной платы . Но, как сказала Наталья Князева, многим работникам таможни удаётся закончить таможенную академию заочно, не отрываясь от основной деятельности, что позитивно влияет на кадровый потенциал.

Немного статистики

По данным из официальных источников объём грузоперевозок через пункты пропуска псковской таможни за первый квартал 2006 года составил 4402 тысяч тонн. Таможенную границу пересекли: 324361 физических лиц, 202441 транспортных средств, 151702 железнодорожных вагона и 77 самолётов.

За этот период было оформлено 5884 грузовых таможенных декларации, что на 9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Внешнеторговый оборот составил 180,1 миллиона долларов США. Из них экспорт составил 93,6 миллиона $, а импорт 86,5 миллиона $. Это на 4% больше, чем в прошлом году. В федеральный бюджет псковской таможней было перечислено за первый квартал 2006 года 926,45 миллиона рублей, что составило 123% от планового задания.

Что касается нарушений законодательства, то за отчётный период за нарушение законов Российской Федерации в зоне действия псковской таможней было заведено 158 дел об административных правонарушениях. Возбуждено 8 уголовных дел. Самым частым нарушением стало недостоверное декларирование грузов. Из уголовных дел, чаще всего компетентные органы привлекали к ответственности за контрабанду. Не так давно даже произошёл просто казусный случай, когда на территорию Российской Федерации без заполнения установленных законом документов пытались ввезти картины Рериха и Горбатова. Из России же чаще всего путём контрабанды пытались вывезти самовары, старинные монеты и книги, картины. Для того, чтобы подобные предметы можно было бы вывозить без опаски, за возможное возникновение проблем с таможенными инспекторами необходимо получить разрешение Министерства культуры на вывоз и справку о том, что вывозимая вещь не является культурной ценностью. Если же речь идёт не о старинных предметах, а об оружии, то тут необходимы разрешительные документы на вывоз уже от МВД.

Что новенького?!

Повсеместно в таможенной сфере в нашей стране начинают вводиться новинки, которые упрощают жизнь, как самих инспекторов таможенного контроля, так и их подопечным . Первое ноу-хау , которое уже пришло на псковские просторы это электронное декларирование. Уже в целях эксперимента было проведено оформление восьми грузовых таможенных деклараций с использованием электронной формы декларирования. В дальнейшем этот процесс будет привычным для всех, кто будет пересекать границу Российской Федерации через Пыталовский и Печорский таможенные пропускные пункты.

Следующее нововведение это система управления рисками. Её отличие от прежней тотальной системы таможенного досмотра состоит в том, что теперь вместо того, чтобы досматривать все проезжающие через таможню машины и людей, их будут проверять выборочно, по информации, полученной через систему предварительного информирования или же при подозрительном поведении пересекающих границу граждан.

Наряду с этими ноу-хау , в псковской таможне также планируется ввести ИДК инспекционно-досмотровый комплекс. Таможенники собираются его установить на МАПП Убылинка. По принципу работы ИДК будет походить на стандартный Хай-скан , который обычно устанавливается в аэропортах для досмотра багажа. Только ИДК будет просвечивать не сумки с чемоданами, а целые машины и даже автопоезда. Машина заезжает в установку и на мониторе становится видно что же там лежит. Так что нарушителям таможенного режима теперь можно будет только посочувствовать.

Всегда на страже Отечества

Если в начале девяностых из нашей страны тащили всё подряд и все, кому не лень, да ещё это делали нагло, в открытую пренебрегая интересами государства, то теперь, после того как начала нормально функционировать российская таможня простор для манёвра у разного рода аферистов существенно сократился. Теперь уже хочешь не хочешь, но придётся уважать законодательство той страны, в которой ты живёшь или работаешь.

На сегодняшний день у работников псковской таможни имеется навык работы по всем видам международного сообщения, используя при этом самые передовые информационные технологии. В псковской таможне работает более 800 человек это одна из самых крупных таможенных организаций на Северо-Западе. Большая численность контингента есть только на Выборгской и Санкт-Петербургской таможнях, что позволяет нашей таможне осуществлять грамотный контроль передвижения через границу людей и грузов по всему периметру вверенного участка. Со временем, материально-техническая база и трудовые навыки персонала таможни будут только улучшаться, что позитивно скажется на ситуации, как в правовой, так и в экономической сферах в нашей стране.

Дмитрий Ершов

Независимое информационное агентство "Псковская Лента Новостей" 13.04.06