Покрышкам отказали во въезде
Российские шинники обвинили украинскую таможню в блокировании поставок
С 1 июня украинская таможня повысила денежную составляющую ввозных пошлин на российские шины с 2,5 до 3,1 долл. за 1 кг, рассказали РБК daily участники рынка. В результате фактические пошлины выросли на 7—40% (для легковых и грузовых шин соответственно). Российские компании говорят о недобросовестной конкуренции, отмечая, что увеличение коснулось только их продукции, причем на основании внутренних распоряжений таможни.
В начале этого месяца поставки российских шин на Украину оказались фактически заблокированы. Причиной стало то, что таможенные посты Украины потребовали уплаты денежной составляющей ввозной пошлины на покрышки в размере 3,1 долл. за 1 кг против действовавшей до сих пор ставки 2,5 долл. за 1 кг.
Как отмечается в письме гендиректора компании «Сибур — Русские шины» Владимира Гуринова в адрес главы Государственной таможенной службы Украины (копия имеется в распоряжении РБК daily), никаких нормативных актов по этому поводу не принималось, сотрудники таможни ссылаются на «устное указание вышестоящего руководства». В письме высказывается предположение, что «данные действия носят характер недобросовестной конкуренции», компания готова отстаивать свои интересы в суде. Подтвердили существование этой проблемы и в «Нижнекамскшине». В самой таможенной службе подтвердили получение письма г-на Гуринова, но от конкретных комментариев отказались.
Как поясняет заместитель гендиректора «Сибур — Русские шины» Игорь Караваев, в большей степени это ударило по сельскохозяйственным и грузовым шинам. Их вес составляет 50—100 кг, тогда как у легковых — до 10 кг. По мнению Игоря Караваева, таким образом был применен скрытый механизм таможенно-тарифного регулирования. Он добавляет, что инициировано это было, скорее всего, местными трейдерами китайских шин, но выгоду получают и украинские заводы «Днепрошина» и «Росава». Собеседник РБК daily в «Нижнекамскшине» говорит, что сталкиваться с недобросовестной конкуренцией на украинском рынке приходится не первый раз. «По жалобам на демпинг не раз инициировались расследования против российских шинников, которые ничем не закончились», — отмечает он. В докризисные времена украинский рынок шин оценивался в 7—8 млн штук. Причем в легковом сегменте доля импорта достигала 70%.
По словам Игоря Караваева, из-за действий таможни компания может потерять около 100 млн руб. в годовом исчислении и рискует вовсе остановить поставки шин на Украину. Для компании это около 5% производства и четверть экспорта. Всего в 2009 году компания «Сибур — Русские шины» реализовала 8,1 млн шин, в том числе 5,4 млн легковых и легкогрузовых шин, доля экспорта — 30%.
РБК daily; 03.06.10