10.02.10

Политическая «коса» нашла на таможенный «камень»

Только что громко стартовавший Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси уже начинает сталкиваться с подводными камнями в недрах громоздкой российской системы управления. Всевозможные проволочки и столкновения интересов были вполне прогнозируемы. Но процесс запущен, и вряд ли этот поток сможет остановить и целая плотина.

Шум есть, но драки нет

Все началось с январского конфликта между Россией и Беларусью из-за разногласий по поводу условий поставок нефти в 2010 году, что вызвало серьезные опасения у трейдеров в отношении стабильности транзита сырья через Белоруссию. Россия настаивала на повышении экспортных пошлин на нефть, в то время как Белоруссия хотела сохранить прежние льготы. После переговоров на высшем уровне стороны пришли ко вполне ожидаемому консенсусу.

В отличие от весьма сговорчивых казахстанских переговорщиков, белорусские товарищи и лично батька Лукашенко пытаются выжать для себя максимум дивидендов из создаваемого объединения. А что касается сыра-бора из-за нефти, то, по подсчетам российских экономистов, только на разнице в цене входящего и выходящего из Беларуси российского «черного золота» Минск ежегодно получает прибыль до 5 млрд долларов. Ради таких денег можно, конечно, и пошуметь.

В начале текущего месяца российские нефтяные компании, получив телеграммы от Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, приостановили оформление поставок нефти на Павлодарский НПЗ, который полностью загружается нефтью из России. В первом квартале 2010 года поставки российской нефти должны составить 865 000 тонн. Причиной послужило то, что государственные органы России и Казахстана ведут переговоры о продолжении беспошлинных поставок нефти в Казахстан, но договоренности сторон пока нет, и компании — поставщики российского сырья решили дождаться ясности. Казахстанская сторона, как всегда, набрав полный рот воды, никак не прокомментировала данный инцидент. После коротких переговоров с казахстанской стороной и получив добро от ФТС, российские компании возобновили поставки нефти на ПНПЗ. Но горький осадок остался.

Эпистолярная палка в колесо ТС

Голоса против создания ТС были слышны и раньше. Но сейчас в бой вступила «тяжелая артиллерия». Примечательно, что основным противником Таможенного союза выступает ФТС. Российская таможня стала главным инициатором почти всех создавшихся недоразумений и проблем в межгосударственных торговых отношениях и всевозможных казусов на приграничных территориях трех государств. По сути, российская таможня стала тем «камнем», на который нашла политическая «коса» сразу трех стран.

Недавно руководитель ФТС Андрей Бельянинов написал письмо на имя премьер-министра Владимира Путина, в котором предложил чуть ли не приостановить деятельность нового объединения. Хотя данный эпистолярный продукт г-на Бельянинова и не произвел эффекта грома среди ясного дня, но чем-то вроде палки в колесо ТС на начальном этапе стал.

Так что же пишет в своем письме главный таможенник России и какие приводит доводы? В ФТС считают, и, надо сказать, небезосновательно, что после отмены оформления импорта товаров на российско-казахстанской границе, что должно произойти 1 июля этого года, Россию захлестнет поток контрабанды и контрафактного товара из третьих стран, который потечет через освобожденный от контроля Казахстан. Кроме того, в ФТС опасаются возможности реэкспорта российского сырья (к примеру, леса) с казахстанской территории, где, в отличие от России, экспортные пошлины на большинство товаров отсутствуют.

В своем письме глава ФТС раскритиковал казахстанские таможенные службы как неэффективные и слабые. Вот что он пишет: «В условиях прогнозируемого возрастания товарных потоков в Казахстан, а также через территорию Казахстана в Российскую Федерацию инфраструктура казахстанской таможни не готова обеспечить необходимый уровень таможенного контроля на своей границе. Создать ее быстро в период мирового финансового и экономического кризиса невозможно. Казахстанские таможенники, привыкшие оформлять большую часть грузов в режиме транзита и не имеющие соответствующей квалификации, не смогут эффективно проводить его таможенное оформление».

Но это только «цветочки». Как вам такие «ягодки» от г-на Бельяминова: «...казахстанская таможня является одним из наиболее коррумпированных ведомств в стране (Казахстане — авт.)»?

Кроме того, глава ФТС считает территорию Казахстана весьма неблагополучной с эпидемиологической точки зрения и опасается ввоза на территорию РФ зараженных продуктов, к примеру, бруцеллезного мяса.

Интересно, что по этому поводу скажет главный таможенник РК? Или традиционно проигнорирует столь нелестные отзывы и даже серьезные обвинения в адрес своего ведомства и сотрудников со стороны российских коллег?

ФТС против ТС

Чтобы избежать вышеназванных негативных тенденций, Андрей Бельянинов предлагает отказаться от самой основной части Таможенного союза, которая касается отмены таможенного оформления на российско-казахстанской границе.

По мнению г-на Бельяминова, российские таможенники должны иметь право проверять товары, прошедшие таможенное декларирование в Казахстане, на соответствие фитосанитарным, карантинным и ветеринарным стандартам России. А также следует сохранить декларирование экспорта товаров и сырья, на которые в России есть экспортная пошлина, а в Казахстане нет. Кроме того, правительство РФ должно оставить за собой возможность определять допустимые объемы импорта из третьих стран и самого Казахстана и, если посчитает нужным, вводить на него квоты.

Таким образом, глава ФТС предлагает аннулировать всю проведенную до этого работу на трехстороннем уровне и фактически ставит большой жирный крест на самой идее Таможенного союза.

Событие далеко не рядовое, ведь, по сути, главный таможенник России выступает против инициативы президентов сразу трех государств. Где он был раньше со своей критикой, когда проект ТС был еще на стадии обсуждения, и, главное, как объяснить его самоуверенность и дерзость? Видимо, ответ на этот вопрос надо искать в «кастрюлях» политической кухни России, где сегодня разворачивается мощная клановая борьба. По версии российских СМИ, добро на выступление Андрея Бельянинова дал сам премьер-министр. А вот объяснить этот ход Владимира Путина пока что весьма сложно.

Экспертный отлуп ФТС

В правительстве России отношение к Таможенному союзу разное. Как передают все те же российские СМИ, реакция на письмо главы ФТС в Министерстве экономического развития была быстрой и резкой: «Есть проблемы и будут проблемы. Но надо решать их, садиться, обсуждать, придумывать решения. Работать надо с утра до вечера, а не жаловаться — тогда все получится. Перед нами поставлена задача: таможенный контроль с 1 июля на границе с Казахстаном должен быть ликвидирован, вот ее и надо выполнить. Если кто-то не готов — пусть увольняется».

Демарш ФТС подвергли резкой критике многие российские эксперты, полагая, что таможенники просто не верят в собственные силы, боятся ответственности и заранее подобным совсем некрасивым способом просто подстраховываются. Тем более что, как отмечают некоторые российские эксперты, таможенная политика и в Казахстане, и в Беларуси намного либеральнее, нежели в России.

Как выразилась советник по таможенным вопросам DLA Piper Марина Лякишева, «Федеральная таможенная служба просто живет какими-то старыми представлениями, тем, что было до 2004 года. И пытается в заблуждение ввести руководство страны. На самом деле нет очень простой вещи — нет ответственности государства перед бизнесом, поэтому случилась вся эта история с приостановкой импорта и лицензированием по новым правилам, о которых никому не сочли нужным заранее сообщить. Если бы государство понимало, что оно должно будет возместить компаниям каждый потерянный рубль от таких простоев, — решения бы более взвешенно принимались и обдумывались. А так мы скатываемся к обычному полицейскому режиму».

«Коса» против «камня»

Создавшуюся ситуацию несколько проясняют последние известия из правительства России. Так, первый вице-премьер Игорь Шувалов на состоявшейся недавно встрече с премьер-министром Владимиром Путиным заявил о необходимости создания наднациональных органов в рамках Таможенного союза, в частности, казначейства и единой таможни трех государств. Надо сказать, что логика в этом предложении есть. Вот только где будут находиться эти наднациональные органы: в Москве, Астане или Минске?

Может быть, чтобы никому не было обидно, «разбросать» эти органы по трем столицам? Хотя это вызовет всевозможные неудобства и проблемы с организационной и управленческой точки зрения. Скорее всего, центральные органы ТС будут находиться в столице самого сильного участника этой интеграционной группировки — Москве. Это даст России еще больше рычагов для продавливания своих как экономических, так и политических интересов не только на пространстве ТС, но и намного дальше. Исходя из этого, может быть, и надо понимать казавшийся странным демарш главы ФТС.

С другой стороны, создание такого многопланового организма, как единый Таможенный союз, — задача не из простых, и решаться она будет не один год. Можно провести аналогию с Европейским союзом, на формирование которого ушли десятилетия кропотливой работы. ТС по масштабу и весу, конечно, никак не сравним с ЕС. Но и здесь проблем хватает, различного рода проволочки и трения будут возникать и впредь. И они, как правильно отметили в Минэкономразвития РФ, должны цивилизованно обсуждаться и решаться.

А что касается выступления руководителя ФТС, то каким бы ни был крепким «камень» таможни, ему не устоять перед острой «косой» политики. Ведь процесс уже запущен. А если кому-то вздумается палку в колеса вставлять, он от этой палки и погибнет.

Республика; 10.02.10