Расстояния больше, чем дисциплина
О том, что управление транспортно-логистическими системами в масштабах страны может быть одним из существенных факторов экономического роста, знают в США, Западной Европе, Юго-Восточной Азии, но пока не в России, говорит Андрей Тимофеев, партнер и управляющий директор международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group (BCG).
Причину он видит в том, что собственно логистикой в России пока практически и не занимались. Российские компании и регулирующие органы были озабочены совсем другими вопросами, например транспортировкой грузов, утверждает он, или вопросами обновления парка вагонов и локомотивов и развития инфраструктуры. Иными словами, в структуре российского рынка транспортно-логистических услуг до сих доминируют такие услуги, как предоставление инфраструктуры и транспортировка грузов, или, в терминах консультантов, относительно простые услуги (2PL). Комплексные услуги, выстраиваемые под требования каждого клиента (к таким относятся контрактная логистика и интегрированная логистика), предоставлялись не часто и развиты слабо, утверждает Тимофеев. А значит, и оптимальные экономические модели транспортно-логистических операций в большинстве случаев не просчитывались.
Подавляющее большинство (81%) из 125 респондентов, опрошенных BCG, в качестве основного источника логистических издержек обозначили расходы на транспортировку произведенной продукции. Ни один из опрошенных участников рынка пока не приобретает у операторов услуги в области управленческой логистики, говорится в совместном докладе BCG и комитета по логистике Торгово-промышленной палаты (ТПП).
Вот и получается, что очень немногие российские компании видят в логистике стратегический инструмент управления бизнесом, утверждают авторы отчета. Если в западных сырьевых компаниях логистическая функция может интегрировать весь бизнес, то в России для многих менеджеров она по-прежнему сводится к заключению договоров на транспортировку, утверждают авторы.
У крупных российских компаний долго не было даже возможности задуматься об эффективности. В условиях необходимости преодоления больших расстояний и низкой дисциплины перевозчиков обыкновенные задачи доставки грузов целиком поглощали внимание профильных специалистов. А значит, у тех зачастую не было ни времени, ни возможности повышать квалификацию.
К тому же российский рынок транспортно-логистических услуг остается чрезмерно фрагментированным. Их оказывают 3800 компаний, но отыскать надежного провайдера для крупных российских клиентов зачастую не представляется возможным. Вот и получается, что крупным российским компаниям приходится содержать огромные по европейским масштабам собственные парки грузовых автомобилей (только у розничной сети «Магнит» автомобильный парк составляет более 5500 единиц техники!).
Российской транспортно-логистической системе требуется консолидация, но скорость увеличения масштаба может быть существенно ограничена дефицитом высококвалифицированных специалистов на российском рынке, отмечают консультанты. Справиться с дефицитом может помочь создание профильных программ подготовки специалистов в области логистики. Для этого может потребоваться взаимодействие бизнеса, государства и уже существующих высших учебных заведений, отмечают авторы отчета.
При подготовке специалистов нужно использовать не функциональный (как сейчас в технических вузах), а комплексный подход, считает Олег Дунаев, председатель комитета по логистике ТПП РФ.
Потребность крупных российских компаний в таких специалистах в области комплексной логистики и управления цепями поставок он оценивает в сотни, возможно, даже тысячи человек.
Ведомости