Региональный аспект: внешнеторговая деятельность и таможня
Внешнеторговая деятельность Амурской области ориентирована в основном на Китай. Лес и пиломатериалы, лом и изделия из черных металлов, станки токарные и металлообрабатывающие – являются основными экспортными товарами.
Как показывает анализ перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу грузового направления пункта пропуска «Благовещенск – Хэйхэ», импорт состоит в основном из потребительских товаров, которые в Амурской области не производятся. (Таблица).
Таким образом, из КНР импортируется в основном продукция с невысокой добавленной стоимостью, а экспортируется преимущественно сырьевая продукция, что свидетельствует о негативных тенденциях внешней торговли с КНР.
Вместе с тем опыт развития торговли показывает, что при организованном должным образом взаимодействии федеральных и властных региональных структур выигрывают обе стороны. Для области в современных условиях важнейшей является проблема стимулирования экономического роста. Приграничное сотрудничество с сопредельными территориями провинций Китая может создать условия для возникновения и функционирования потенциальных центров экономического развития, стимулировать развитие сельскохозяйственных районов области, которые по объективным причинам не могут эффективно саморазвиваться. Это, к примеру, Архаринский, Бурейский, Октябрьский, Завитинский, Мазановский, Ромненский, Тындинский, Шимановский и другие районы.
Экономическая необходимость такой поддержки объясняется тем, что экспортные возможности у них ограничены, и самостоятельно выходить на внешний рынок, как правило, они не в состоянии. Однако есть что предложить иностранному партнёру.
Товарная структура импорта по ВЭД Амурской области эа 11 месяцев 2007 года
Наименование Вес нетто (тонн) Стоимость (тыс. $ США) Отчетный период % от общего Отчетный период % от общего Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 54 849.9 21.5 31 398.6 10.3 Минеральные продукты 62 529.3 24.5 4 082.3 1.3 топливно-энергетические товары (энергоносители) 281.9 0.1 680.3 0.2 Продукция химической промышленности 2 915.4 1.1 5 387.7 1.8 Кожевенное сырье и изделия из него 26.6 0.0 208.5 0.1 Древесина и целлюлозно-бумажные изделия (лесоматериалы) 2 668.0 1.0 1 636.1 0.5 Текстиль, текстильные изделия и обувь 16 131.5 6.3 50 419.4 16.6 Металлы и изделия из них 26 173.2 10.2 23 355.3 7.7 Машины, оборудование и транспортные средства 60 792.4 23.8 174 057.1 57.2 Прочие товары 29 544.3 11.6 13 930.9 4.6 ИТОГО: 255 630.5 100.0 304 475.8 100.0
Импорт товаров, которые в принципе могли бы производить сами, но не производим ввиду нездорового состояния экономики, следует постоянно сокращать путем поддержки своих местных товаропроизводителей разносторонними организационными, финансовыми и другими мерами, обеспечивая постепенное импорто- замещение. Однако при этом необходимо поддерживать баланс товаров потребительского рынка, который должен быть насыщен товарной массой имеющей спрос у населения. И не удовлетворяемые пока отечественными предприятиями товарные позиции, будет правильно покрывать поставками из КНР. К примеру, импорт фруктов, особенно цитрусовых и тропических видов необходимо развивать и впредь.
Для привлечения инвестиций необходимо гораздо более активное использование таких экономических инструментов, как соглашения о разделе продукции. Прорабатывая вопрос о создании свободной экономической зоны округа Хэйхэ и г. Благовещенска.
Китайская сторона ограничивает проникновение российского капитала на свою территорию, отвергая на практике любые предложения по созданию у себя совместных предприятий. Вместе с тем, китайцы активно изучают вопросы по созданию совместных предприятий (СП) в Амурской области на основе китайского капитала, но на базе российского сырья и основных средств производства, настойчиво предлагают свою рабочую силу в неограниченных количествах. Как правило, китайская сторона отказывается от вывоза продукции СП в Китай, требуя ее реализации в РФ, а свою часть прибыли старается получить сырьем и сложным оборудованием.
Высокая и во многом необоснованная импортная зависимость России на таможенной территории Амурской области по отдельным видам товаров существенно снижает ее экономическую безопасность, все в большей степени вынуждена расплачиваться за него природными ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике. С экономической точки зрения, Китаю выгоднее использовать слабость российской экономики для осуществления намеченного курса по превращению России в сырьевой придаток экономики Китая. В противном случае, у него могут возникнуть трудности со сбытом своей продукции на внешнем рынке при наличии конкуренции со стороны РФ.
Преодоление негативных тенденций и устойчивое развитие экономического приграничного пространства Амурской области - это не только задачи исполнительных органов федеральных органов исполнительной власти.
Сейчас, когда воздействие новой экономической политики государства становится на путь эффективности, для таможенных органов следует инициативно и оперативно решать вопросы совершенствования таможенных процедур, всемерно поддерживать внешнеторговую деятельность региона, не снижая действенной результативности таможенного контроля и обеспечения экономической безопасности государства.
Пресс-служба ФТС РФ; 26.11.07