Россия не уступила лес
РБК daily
Вчера глава правительства Михаил Фрадков посетил с однодневным визитом Хельсинки. Со своим финским коллегой Фрадков обсуждал спорные вопросы, касающиеся экспорта необработанного леса и железнодорожных тарифов на грузовые перевозки. Российская сторона отказалась идти на уступки и делать послабления по экспортным пошлинам на необработанный лес. Это решение грозит финским лесопромышленникам убытками, а российской стороне проблемами с вступлением в ВТО.
Делегация премьер-министра была немногочисленна. С собой Михаил Фрадков взял замминистра иностранных дел Владимира Титова, главу Федеральной таможенной службы Андрея Бельянинова, замглавы Минэкономразвития Андрея Шаронова и своего помощника Сергея Винокурова. Основная тема переговоров — введение Россией запретительных пошлин на экспорт круглого леса. Но от Минпромэнерго премьер взял с собой только главу департамента промышленности Андрея Дейнеко.
До начала переговоров Андрей Шаронов заверил журналистов в том, что по наиболее «чувствительным» для финской промышленности сортам древесины (сосна и береза) решено отложить введение пошлин до 2011 года. Взамен Россия просит финскую сторону инвестировать в отечественную деревопереработку. Замминистра даже назвал возможные объекты для инвестиций в Костроме, Вологде и Санкт-Петербурге.
Однако по итогам переговоров премьер-министра Финляндии Матти Ванханена и Михаила Фрадкова стало ясно, что компромисса достичь не удалось. «Мы не пришли к единому мнению, но договорились продолжить переговоры», — заявил по итогам встречи российский премьер. Стороны будут торговаться за сорт леса и льготный период действия пошлин.
Подобная неуступчивость грозит России проблемой с ЕС. Политики и промышленники Финляндии давно грозили заблокировать вступление России в ВТО из-за лесного вопроса. Инициатива принадлежала членам Финской федерации лесной промышленности. По словам ее президента Анне Брунилы, повышение пошлин противоречит предварительному соглашению от 2004 года между Россией, ЕС и ВТО. Об этом на пресс-конференции по итогам переговоров напомнил и финский премьер Матти Ванханен. Да и министр внешней торговли и развития Финляндии Пааво Вяюрюнен давно обещал оказать давление на Еврокомисиию с тем, чтобы та заставила отказаться Россию от планируемых повышений.
Еще один вопрос, по которому Финляндия просила заступничества у ЕС и намеревалась блокировать вступление России в ВТО, касался тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Представители Финской государственной железнодорожной компании не раз заявляли об убытках, вызванных высокой платой за трансграничные железнодорожные грузовые перевозки. Как сообщил РБК daily Андрей Шаронов, по вопросу выравнивания тарифов было принято положительное решение.
Простои финских фур на границе с Россией также были в центре внимания. «Большое количество машин на российско-финской границе продолжает стоять, есть пиковые дни,» — сообщил Андрей Бельянинов. Чиновник сообщил, что предложит финнам идею введения специализации пунктов пропуска по видам товаров. На вопрос российских журналистов о том, когда же будут ликвидированы пробки на таможне, финский премьер как-то устало отмахнулся: «Меры принимаются. Этот вопрос мы всегда обсуждаем и сейчас обсуждали».
АНАСТАСИЯ САМОТОРОВА
30.05.2007