22.07.14

Сергей Шкляев высоко оценивает совместный проект ФТС и РЖД

В продолжение нашего разговора об обязательном предварительном электронном информировании для товаров, ввозимых железнодорожным транспортом, на вопросы корреспондента ПРОВЭД отвечает Сергей Шкляев, заместитель начальника Главного управления таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России.

–Как известно, с 1 января 2014 года таможенное декларирование товаров должно обязательно производиться в электронной форме (п. 4 ст. 322 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Однако до сих пор закон действует только на бумаге, и многие участники ВЭД сообщают, что зачастую им всеравно приходится предоставлять в ФТС документы на бумажных носителях. Не произойдет ли подобная «затяжка» с введением обязательного предварительного электронного информирования товаров, ввозимых железнодорожным транспортом?

– Такого однозначно не будет. И если вы говорите об обязательном электронном декларировании, то вы должны знать, что 99,9% у нас уже декларируется в электронном виде и только отдельная номенклатура товаров, требующая дополнительных разрешительных документов, может быть переведена на бумажный носитель. И нельзя говорить о том, что у нас требуется и бумага, и электронное декларирование. Мы ведем постоянный контроль и работу, направленную в том числе на автоматический выпуск. И объекты, на которых это будет осуществляться, будут определены в ближайшее время. По предварительному электронному информированию будет так же. В этом заинтересованы сами участники ВЭД. Мы сейчас ведем работу по разъяснению преимуществ данной программы и делаем это на разных площадках. Многие участники ВЭД уже работают по этой программе, к примеру, на Дальнем востоке на сегодняшний день в ФТС поступает 75% предварительной информации. Речь о крупных игроках, если это мелкий участник ВЭД, не обладающий необходимыми техническими ресурсами, то он может воспользоваться услугами РЖД.

– Вы говорите о проведении работы по объяснению участникам ВЭД преимуществ предварительного информирования и новом эксперименте ФТС. Скажите, принимали ли представители бизнеса непосредственное участие в разработке технических и прочих моментов этих проектов?

– Конечно, на сегодняшний день любой нормативно-правовой акт, затрагивающий интересы третих лиц, проходит общественные слушания. Все подобные нормативно-правовые акты, в том числе приказы ФТС вывешиваются на сайте для обсуждения, и любое заинтересованное лицо может что-то предложить и повлиять на разработку. Этапы проведения этой работы мы докладываем на разных площадках, в том числе Агентству Стратегических Инициатив (АСИ), а это и есть представители крупного бизнеса. Они смотрят, насколько наши нормативно правовые акты соответствуют тем требованиям, которые они хотели видеть и которые помогут им совершенствовать процесс перемещения товаров через таможенную границу таможенного союза.

–Эксперимент ФТС, или как вы выразились, «ноу-хау» по реализации полностью безбумажной технологии перевозки товаров с использованием только электронных документов и сведений: почему, на ваш взгляд, подобная технология еще не используется в Европе?

– В Европе тоже пришли к этому, но сейчас это происходит только в рамках каждого отдельно взятого государства. Мы пошли дальше: были проведены консультации и рабочие встречи с финскими железными дорогами, и мы договорились, что будем использовать электронный документ. Это – заслуга ФТС и РЖД. Можно констатировать факт, что на одном этом пилотном проекте мы пошли дальше, чем Европа, мы пошли на взаимоотношения между двумя государствами. Это положительный опыт.

Справка ПРОВЭД: согласно решению Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 17.09.2013 номер196 с 1 октября 2014 года вводится обязательное предварительное информирование на железнодорожном транспорте. По мнению ФТС, данный проект позволит создать необходимые условия для повышения конкурентоспособности РЖД и будет способствовать переориентации грузооборота на железнодорожный транспорт (на данный момент это 30-35% от общего грузопотока).

ПРОВЭД