03.04.06

Таможенники предъявили ЕГАИС

Федеральная таможенная служба (ФТС) впервые продемонстрировала алкогольной общественности Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) в действии. Она, чтобы пресечь нелегальные поставки, должна установить тотальную слежку за передвижением всего алкоголя в стране, в том числе и импортного. Есть только одно "но" - новые акцизные марки, которые должна учитывать система, и оборудование для ЕГАИС на данный момент еще не приобрела и половина поставщиков заграничного алкоголя. А импортеры спиртного из Украины и вовсе не вынесли перехода на новую систему и отказались от поставок спиртного в Россию.

Напомним, что с 1 января 2006 года в силу вступил новый закон N 102, регламентирующий оборот алкоголя в стране. Цель была благородная - снизить до минимума количество нелегального спиртного. Для этого предполагалось ввести ЕГАИС, которая бы полностью отслеживала передвижение алкогольной продукции. С этой целью поставщикам предложили перейти на новые акцизные марки со штрихкодом. Из-за неготовности всех служб вступление закона в силу по импортному алкоголю отсрочили до 1 апреля. Но и к этому сроку импортеры не получили обещанного. На таможне застряло более 600 составов с алкоголем, и поставщики находились уже на грани нервного срыва.

И вот в конце прошлой недели, когда напряжение достигло предела, ФТС "подала голос". Служба, которую все игроки рынка обвиняли в срыве поставок алкоголя в страну, пригласила импортеров и журналистов на официальную презентацию ЕГАИС. Им предъявили комнату с несколькими компьютерами и объяснили, как информация штрихкода акцизной марки поступает на центральный пульт, обрабатывается и возвращается в виде ответа в исходную точку, туда, откуда пришел запрос. На "макете" получилось наглядно.

Поделилась ФТС и информацией, как и куда обращаться, чтобы стать "участником" системы. На данный момент служба располагает 8 уполномоченными организациями в семи федеральных округах и Калининградской области. Туда поставщики и должны подавать заявки на акцизные марки нового образца и получать штрихкоды, которые с помощью специального оборудования (один комплект стоит около $25 тыс.) будут наноситься на каждую марку. "Прочитав" этот код в любой точке страны, можно узнать всю историю бутылки с алкогольным напитком. Например, через какой пункт ее ввезли, где сделали и т.д.

Теоретически все работает. Загвоздка только в практической стороне. На данный момент ФТС выдает марки по 40 млн уже принятых от поставщиков заявок. А ведь еще порядка 90 млн марок ждут своей очереди. Из 126 официальных компаний-импортеров только 44 заявили, что уже устанавливают оборудование для ЕГАИС. Когда система сможет заработать на полную катушку - пока не может сказать ни один чиновник. А пока в Россию полностью прекращены поставки импортного алкоголя и виноматериалов.

Известия 03.04.06