11.08.09

Таможенники соберут очереди на границах

Таможенники пытаются ликвидировать недобор как минимум 400 млрд руб. таможенных платежей и усиливают контроль за прохождением грузов. С особым пристрастием будут проверяться товары на российско-литовской границе – главном пути импорта из Европы в Россию.

Федеральная таможенная служба (ФТС) России усиливает контроль за прохождением товаров на границе, говорится в сообщении ФТС. Таможенники намерены «проводить досмотровые операции на основе системы управления рисками», а также дополнительно проверять документы, «включая сведения о фактическом наличии получателей товаров на территории России». При этом наибольшее внимание ФТС будет уделять российско-литовской границе, на которой было выявлено «наибольшее количество нарушений таможенного законодательства».

Напомним, через Литву, не взимающую отдельную плату за транзит по своей территории, идут важнейшие грузовые потоки из ЕС в Россию. В том числе, через российско-литовскую границу в страну поступают товары из Китая – транзитом из Финляндии, где они перегружаются на автомобильный транспорт для последующего ввоза в Россию.

Затерявшийся товар

Причина ужесточения контроля ФТС – учащение случаев недоставок товаров и транспортных средств в таможни назначения, говорится в сообщении ФТС. «Недоставленные товары не проходят таможенное оформление. В результате взыскание таможенных платежей с импортных товаров затягивается, а иногда и вовсе становится невозможным».

Речь идет о случаях, когда таможенное оформление грузов происходит не на границе, а внутри страны. Для того, чтобы доставить груз от границы до, например, Ногинской таможни, необходимо оформить документы по внутреннему таможенному транзиту, в т.ч. – опломбировать груз и заплатить таможенные взносы на случай недоставки груза в Ногинскую таможню. Здесь компании и допускают нарушения. Однако вплоть до сегодняшнего момента недоставки товаров не являлась самым популярным из них – доля таких случаев в общем объеме процедур внутреннего таможенного транзита, по данным самой ФТС, не превышала 1%.

«Всплеск подобных нарушений может быть связан с тем, что многие компании из-за кризиса вернулись к практике ввоза товаров помимо таможенного контроля с целью оптимизировать свои расходы и остаться на плаву, предполагает Александр Косов, руководитель группы практики по таможенному праву и внешнеторговому регулированию «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». Однако даже при таком обосновании масштабность нарушений вызывает сомнение. По мнению эксперта, основной причиной намерений ФТС может являться стремление ФТС получить общественную поддержку своей инициативе по переносу таможенного оформления товаров в приграничные районы (эта концепция до сих пор находится на утверждении правительства), говорит Косов. Гипертрофируя проблему недоставки грузов при их оформлении внутри страны, таможенники пытаются ускорить ее принятие.

Пограничные кадры

Между тем перенос таможенного оформления грузов на границы может спровоцировать ряд проблем. Во-первых, это возникновение очередей на границе, отмечает Александр Косов. В период финансового кризиса это может быть не так ощутимо, но когда экономики стран начнут рост, эта проблема проявится в полной силе. Существующая в настоящее время на границах инфраструктура не сможет справиться с огромным потоком грузов – для решения этой проблемы необходимо увеличивать штат таможенников на границе, обустраивать новые рабочие места.

Возникнут и другие проблемы. Например, после закрытия весной этого года московских таможен, когда оформление грузов было перенесено в областные таможни, компании столкнулись с массой проблем, связанных с изменением логистики (поиск новых таможенных брокеров, нехватка мест на складах временного хранения и др.). В результате многие компании столкнулись с задержкой таможенного оформления и связанными с этим дополнительными расходами.

А где есть очередь, там всегда найдутся посредники, готовые «помочь» все сделать побыстрее. Соответственно, для борьбы с коррупцией опять найдется место, отмечает Косов.

Закручивание гаек

Это не первая мера ФТС, направленная на ужесточение контроля и увеличение сборов.

На фоне продолжающегося снижения внешнеторгового оборота России ФТС уже не раз заявляла, что будет «закручивать гайки» по всем направлениям. Это нужно для того, чтобы любой ценой выполнить жесткое плановое задание по сбору доходов в госбюджет, доходная часть находится под угрозой срыва. Между тем с января по июль 2009 года налоговые отчисления ФТС в бюджет были выполнены только на 46% – недобор составил 400-500 млрд руб., сообщил глава службы Андрей Бельянинов, пишут «Ведомости».

Газета Gzt.Ru; 11.08.09