24.04.06

Таможенные кодексы России и Казахстана: сравнительный анализ

В Республике Казахстан с 1 мая 2003 года вступил в силу новый Таможенный кодекс (последние изменения внесены Законом РК от 20 июня 2005 г. 62-Ш). Так же, как и Таможенный кодекс РФ, он направлен на приведение национального законодательства в соответствие с международной Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 г.
Имеющиеся в Таможенных кодексах РФ и РК различия обусловлены особенностями национальных законодательств. Уровень унификации кодексов, по оценкам Представительства, составляет 80-85 процентов, понятийный аппарат совпадает на 90 процентов.

По вопросам доставки товаров (транспортных средств)

По Таможенному кодексу Республики Казахстан (далее - ТК РК) обязанность уведомления таможенных органов о пересечении таможенной границы РК возлагается на перевозчика либо лицо, перемещающее товары, а по Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ) обязанность уведомления таможенных органов о прибытии товаров - на администрацию пунктов пропуска на Государственной границе.
Пункт 5 статьи 83 ТК РФ в целях идентификации документов на товары, помещаемые под процедуру внутреннего таможенного транзита, допускает нанесение специальных наклеек, специальных защитных приспособлений; помещение документов, необходимых для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати, а также помещение документов, необходимых для таможенных целей, в сейф-пакеты. В ТК РК аналог данной нормы отсутствует. В ТК РК в качестве одной из мер обеспечения доставки указано гарантийное обязательство получателя товаров о доставке товара. В ТК РФ такое положение отсутствует.
П.1 ст. 86 ТК РФ в качестве одной из мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ предусматривает определение маршрутов перевозки отдельных товаров, в ТК РК аналогичная мера отсутствует.
В соответствии с пунктом 3 статьи 74 ТК РК меры по обеспечению доставки товаров и транспортных средств не применяются при перемещении товаров участниками внешнеэкономической деятельности, отнесенными к категории минимального риска (кроме доставки отдельных подакцизных товаров). В российском кодексе такое правило не предусмотрено.
Перечень товаров, перемещаемых по территории Республики Казахстан с обязательным обеспечением уплаты таможенных платежей и налогов, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 июня 2003 года 524. В перечень входят пиво, алкогольные напитки, курительный табак и табачные изделия.
Ст.66 ТК РК устанавливает возможность приостановления действия лицензии таможенного перевозчика на срок до шести месяцев для устранения допущенных нарушений, в случае неустранения нарушений лицензия отзывается. ТК РФ это не предусмотрено.

Декларирование товаров

ТК РК устанавливает срок подачи полной ГТД при периодическом декларировании - не позднее десяти календарных дней после окончания периода поставки. В ТК РФ в отношении вывозимых российских товаров установлен иной срок - 90 дней со дня, следующего за днем истечения периода времени для вывоза декларируемых товаров.
В ТК РК имеется норма о приостановлении деятельности таможенного брокера на срок до шести месяцев для устранения допущенных нарушений, в случае неустранения нарушений лицензия отзывается. ТК РФ это не предусмотрено.

Таможенные режимы

Наибольшие отличия имеются по всем видам переработки (на таможенной территории, вне таможенной территории и для свободного обращения), по режиму таможенного склада и временного ввоза.
Переработка товаров по ТК РК допускается при наличии заключения уполномоченного органа. В ТК РФ разрешение на переработку таможенный орган выдает самостоятельно.
Основное расхождение по временному ввозу заключается в различном подходе к предметам лизинга: в ТК РК отдельно выделены тарифные преференции в отношении предметов лизинга, в ТК РФ - нет.
В ТК РФ открытие магазина беспошлинной торговли осуществляется посредством уведомления таможенного органа о создании магазина, при помещении товаров под режим беспошлинной торговли применяются способы обеспечения уплаты таможенных платежей. В ТК РК данный вид деятельности лицензируемый, обеспечение уплаты платежей не предусматривается.

Согласно ТК РФ таможенный орган в случае истечения предельного срока хранения на СВХ и на таможенных складах вправе осуществлять распоряжение товарами на основании акта таможенного органа, фиксирующего факт истечения срока. ТК РК данной нормы не предусматривает.

Таможенные платежи, обеспечение уплаты таможенных платежей

В ТК РК предусмотрены сборы за принятие предварительного решения, хранение товаров на СВХ и таможенных складах, принадлежащих таможенным органам РК, в российском кодексе такие сборы отсутствуют.

В ТК РК срок предоставления отсрочки (рассрочки) не превышает трех месяцев, в ТК РФ - от одного до шести месяцев. Предоставление отсрочки и рассрочки в ТК РК преследует цель поддержки казахстанских производителей товаров, соответственно отсрочка предоставляется для товаров, ввозимых в целях промышленной переработки , то есть при использовании в производстве для получения товара, код которого по ТН ВЭД отличается от кода использованных сырья и (или) материалов на уровне любого из первых четырех знаков. Российский кодекс подобную цель не декларирует, отсрочка и рассрочка предоставляются плательщику на все товары при наличии одного из следующих оснований: в случае причинения этому лицу ущерба в результате обстоятельств непреодолимой силы; задержки финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного плательщиком государственного заказа; перемещения товаров, подвергающихся быстрой порче; поставки товаров по межправительственным соглашениям. Соответственно по ТК РФ за предоставление отсрочки (рассрочки) взимаются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки, а по ТК РК взимание процентов не предусмотрено.

По ТК РФ исполнение обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов обеспечивается в случае предоставления отсрочки или рассрочки; условного выпуска товаров; перевозки и (или) хранения иностранных товаров; осуществления деятельности в области таможенного дела. Случаи, когда таможенный орган может требовать предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, в казахстанском кодексе по сравнению с российским более детализованы: в статье 338 перечислены одиннадцать конкретных случаев применения обеспечения. Например, обеспечение уплаты таможенных платежей предусмотрено не для всех видов деятельности в области таможенного дела, а только при осуществлении деятельности в качестве таможенного перевозчика.

Помимо иных способов обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов, установленных в ТК РФ и ТК РК, в РФ дополнительно предусмотрен вид обеспечения - поручительство иного лица.

Существенно отличается механизм взыскания задолженности и пени в связи с различиями национальных налоговых законодательств. ТК РК предоставляет более широкие полномочия при взыскании задолженности по таможенным платежам и пени.

Сроки возврата таможенных платежей и налогов в ТК РФ - 3 года. В ТК РК - 5 лет, что тоже является следствием унификации с национальными налоговыми законодательствами. Для отдельных случаев возврата ТК РФ предусматривает срок возврата в течение года со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм, тогда как ТК РК такие исключения не предусмотрены.

Кроме того:

- ТК РК закрепляет платное лицензирование деятельности в области таможенного дела, по ТК России лицензирование не предусмотрено, деятельность лиц в сфере таможенного дела допускается при условии их включения в соответствующие реестры без внесения платы. Вместе с тем Таможенный кодекс России предъявляет к лицам, предоставляющим услуги участникам ВЭД, более серьезные требования, в том числе по применению обеспечения уплаты таможенных платежей;
- ТК РК предусматривает особую защиту субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;
- ТК РФ при определении таможенной стоимости предусматривается возможность согласования применяемого метода определения таможенной стоимости. В ТК РК подобный принцип отсутствует. В РК в соответствии со ст. 436 Таможенного кодекса для определения таможенной стоимости товаров применяется привлечение компаний-экспертов (ТОО Ай.Си.Эс. Инспекшн энд Кон-трол Сервисез Казахстан , филиалов ТПП РК, оценочных центров и НИИ). Следует также отметить, что особенностью казахстанского законодательства является то, что постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 августа 2003 года 794 установлены информационные справочники, используемые при применении резервного метода определения таможенной стоимости товаров.

Различия в действующих таможенных тарифах России и Казахстана

По ставкам вывозных пошлин процент унификации составляет 93,86 (10 601 позиций из 11 295 позиций товаров согласно ТН ВЭД России, по 10 709 позициям в РФ и РК установлена ставка 0), а по ставкам ввозных пошлин -51,71 процента (5 728 позиция из 11295).

Различия в валютном законодательстве

Вывоз валюты физическими лицами (имеющиеся различия выделены шрифтом):
В соответствии с Законом РК от 13 июня 2005 года 57-Ш ЗРК О валютном регулировании и валютном контроле (вступил в силу с 18 декабря 2005 года) допускается вывозить из РК наличную иностранную валюту в размере, не превышающем эквивалент 10 000 долларов США. При вывозе наличной иностранной валюты из республики резидентами и нерезидентами более 10 000 долларов США необходимо представление в таможенные органы Казахстана документов, подтверждающих легальность происхождения валюты, на сумму, превышающую эквивалент 10 000 долларов США: налоговой декларации об индивидуальном подоходном налоге либо таможенной декларации, подтверждающей ввоз наличной иностранной валюты в Республику Казахстан.
Согласно российскому закону О валютном регулировании и валютном контроле допускается вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы. Валюту допускается вывозить в эквиваленте свыше 10 000 долларов США при наличии документа, подтверждающего ввоз валюты в РФ.

Вывоз дорожных чеков

В соответствии с российским законом при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, вывозимые дорожные чеки подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. В казахстанском законе данное правило отсутствует.

Ввоз валюты

При ввозе в Российскую Федерацию физическими лицами наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, перечисленные предметы подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму.
В РК действует иное правило: ввоз в Республику Казахстан физическими лицами наличной иностранной и (или) национальной валюты в размере, превышающем эквивалент 3 000 долларов США, подлежат обязательному декларированию таможенному органу Республики Казахстан путем подачи таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной и (или) национальной валюты.
В соответствии с Соглашением между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о свободной торговле от 22 октября 1992 г. РФ и РК договорились не применять таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, на импорт и экспорт товаров, происходящих из таможенной территории одной из Договаривающихся Сторон и предназначенных для таможенной территории другой Договаривающейся Стороны. Этот принцип внутренним законодательством двух государств соблюдается.
Имеются отличия по взиманию НДС при перемещении товаров через таможенную границу Республики Казахстан и Российской Федерации.
Различны размеры ставок налога. Налоговым кодексом Республики Казахстан определено два вида ставок налога на добавленную стоимость: 15 процентов и нулевая ставка. Налоговым кодексом Российской Федерации определено три вида ставок налога на добавленную стоимость: 18 процентов, 10 процентов и нулевая ставка.
Кроме того, различаются основания предоставления льгот и преференций по налогу.
Сохраняются различия в вопросах взимания акцизов.
Различаются перечни подакцизных товаров. В отличие от Российской Федерации, где применяются единые ставки акцизов на производимые и импортируемые товары, в Республике Казахстан ставки акцизов, установленные на ввозимые товары, как правило, превышают размеры акцизов, взимаемых с производимых товаров.
Расходится порядок исчисления сборов за таможенное оформление: в РФ размер сбора зависит от стоимости оформляемого товара, в РК установлена твердая сумма сбора при оформлении ГТД (основной лист - 50 Евро, дополнительный лист - 20 Евро).

Представительство ФТС России
при таможенной службе
Республики Казахстан

Журнал Таможня март 2006г.