26.04.06

Таможенный супермаркет. Все включено

Александр Северилов: Покупатель в одном магазине хочет найти весь набор желаемых продуктов и промтоваров. Точно так же и грузовладелец хочет решать все проблемы, связанные с доставкой, складированием и таможенным оформлением грузов, работая с одной компанией

Сегодня, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке околотаможенных услуг, таможенные брокеры пересматривают стратегию своей работы. Все больше участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) хотят получать полный комплекс логистических услуг, включающий планирование внешнеторговой сделки, организацию поставок, складирование, сертификацию, таможенное оформление и доставку грузов конечному потребителю у единого игрока.

Среди участников рынка околотаможенного сервиса одними из первых курс на развитие комплексного пакета услуг взяли компании Национальный таможенный брокер (НТБ) и ТЭК Карго Транс , входящие в состав крупнейшего логистического оператора России Национальной логистической компании (НЛК). Если НТБ специализируется на проведении полного цикла работ по таможенному оформлению, то ТЭК Карго Транс является учредителем складов временного хранения и таможенных складов, оказывая услуги по обработке и хранению грузов, которые проходят оформление на таможне.

Таким образом, эти компании, выступая на рынке в качестве единого таможенного оператора, уже сейчас оказывают клиентам полный спектр логистических услуг не только в Санкт-Петербурге, но и в Московском регионе, на Юге России (порт Новороссийск) и Дальнем Востоке (Восточный порт). По словам руководителя таможенного направления НЛК Александра Северилова, возглавляемая им структура высокотехнологичный логистический супермаркет, работающий по принципу все включено .

Известно, что рынок околотаможенных услуг в Северо-Западном регионе и Москве развивался разными путями. Например, в Петербурге первые склады временного хранения и таможенные склады стали создаваться по инициативе брокеров. В Москве все происходило наоборот бизнес развивался от склада. Тем не менее, несмотря на частные отличия, региональным рынкам свойственны общие тенденции. Каковы они сейчас?

На мой взгляд, основным трендом развития околотаможенного рынка России в целом становится смещение акцентов в деятельности операторов на предоставление комплекса услуг.

На сегодняшний день грузовладельцы ориентируются на операторов, предоставляющих не только услуги по таможенному оформлению или складские услуги временного хранения, а весь комплекс логистики от консультирования по оптимизации затрат до доставки груза в пункт назначения к определенному сроку. Покупатель в одном магазине хочет найти весь набор желаемых продуктов и промтоваров, а не бегать в их поиске по всем торговым точкам города. Точно так же и грузовладелец хочет решать все проблемы, связанные с доставкой, складированием и таможенным оформлением грузов, работая с одной компанией. Компании, которые специализируются исключительно на таможенном оформлении, постепенно будут терять конкурентоспособность и уходить с рынка.

Другая тенденция связана с переходом на работу в системе электронного декларирования и, как следствие, внедрением информационных технологий и автоматизацией внутренних бизнес-процессов компаний операторов рынка, их клиентов, регулирующих органов в лице Федеральной таможенной службы.

Ваши оценки расходятся с устоявшимся мнением, что для достижения совершенства и экономического успеха компания, вне зависимости от отрасли деятельности, должна быть узкоспециализированной.

Есть опыт стран, давно работающих в сфере логистики, это и Германия, и Франция, и даже Польша и страны Балтии. Он как раз говорит о том, что будущее за компаниями, которые смогут предоставлять комплекс услуг. На сегодняшний день, когда существует превышение спроса над предложением, в отношении складских и таможенных услуг, когда тарифы на складское хранение и оформление на таможне достаточно высоки, еще можно специализироваться на отдельных услугах. Но постепенно дефицит услуг на рынке будет ликвидирован.

Сейчас как в Санкт-Петербурге, так и в Москве строится масса складов, поэтому пройдет год-два, и цены на складские услуги начнут падать, то же будет происходить и в сфере таможенного оформления. В итоге у нас, как и у наших западных коллег, основную роль на рынке будут играть крупные компании, способные предложить потребителю комплекс услуг высокого качества, так как работа исключительно с одним из звеньев транспортной цепочки не будет обеспечивать прибылей и ресурсов для развития. Вступление России в ВТО только подтолкнет этот естественный процесс.

Об этом же говорит и наш опыт работы с участниками ВЭД: получая все в комплексе, клиент выстраивает взаимоотношения с нами на долгосрочной основе, а мы имеем возможность диверсифицировать наши доходы. У нас сложилась практика, когда клиент, купивший полный пакет логистических услуг, получает значительную скидку. Таким образом, работа оператора по принципу логистического супермаркета для участника ВЭД оборачивается снижением затрат на логистику.

Но ведь то же самое участник ВЭД может сделать, привлекая услуги со стороны, оставив за собой лишь маркетинг и координацию работы участников процесса?

Может. Но, во-первых, не факт, что он найдет достойное предложение на рынке таких услуг, а во-вторых, ему придется привлекать совершенно разных подрядчиков компании с разными подходами, с разным менталитетом, с разным управленческим и административным персоналом. Иными словами, он будет вынужден вести диалог с несколькими компаниями, согласовывая тарифы, технические условия, а главное контролировать работу каждого из исполнителей. А если в одном из звеньев произойдет сбой, то это сразу же отразится на всей с таким трудом выстроенной цепочке. Поэтому, на мой взгляд, гораздо эффективнее воспользоваться услугами логистического супермаркета.

Скоро исполнится два года, как компания Национальный таможенный брокер открыла собственный филиал в Санкт-Петербурге. Кроме того, помимо головного офиса в Москве у вас есть филиалы в Находке и Новороссийске. Насколько экономически оправданна региональная экспансия одного из крупнейших операторов столичного рынка околотаможенных услуг? Какие принципы лежат в основе стратегии развития филиальной сети НТБ?

Свою региональную политику мы развиваем там, где концентрируются грузопотоки, связанные с ВЭД, где активно работают таможенные органы. Наши действующие филиалы расположены в Находке, Новороссийске, Санкт-Петербурге. Это мощные транспортные, в первую очередь морские, узлы. Сейчас мы начинаем активно работать с воздушными грузами, прежде всего на Пулковской таможне в Санкт-Петербурге, а также в Москве, в Шереметьево.

Названные вами центры, за исключением Москвы, в основном находятся в непосредственной близости от границы. Это сознательный выбор? Почему вы, к примеру, не открываете филиал в Новосибирске?

Нас прежде всего интересуют экспортно-импортные грузы. Раньше таможенное оформление в основном производилось на границе, затем оно переместилось внутрь страны. Сейчас есть целый ряд предпосылок к тому, что таможенное оформление снова будет приближено к границе. Что касается Новосибирска, то это действительно крупный промышленный центр, поэтому он очень интересен в плане создания складского комплекса, а вот объем импорта и экспорта там не такой уж большой. Ежегодный объем импортных товаров, оформляемых Новосибирской таможней, сопоставим с объемом товаров, которые проходят ежегодно через два наших СВХ в Московском регионе. В такой ситуации затраты, связанные с организацией филиала, не окупятся. Кроме того, в своем региональном развитии мы ориентируемся на потребности наших клиентов. Если они выражают заинтересованность в работе в том или ином регионе, то, конечно, мы стараемся это учитывать при создании филиалов. Один из принципов, которым мы руководствуемся, развивая свою филиальную сеть, состоит в том, чтобы клиент не чувствовал разницы в работе центрального офиса и любого из наших филиалов.

Насколько я знаю, компания Национальный таможенный брокер единственный в России оператор, чей головной офис и все филиалы работают в системе электронного декларирования. Понятно, что за электронными декларациями будущее. С какими трудностями вам приходится сталкиваться? Не секрет, что ни таможенные, ни налоговые органы не готовы работать по этой технологии. Им пока проще на бумаге.

Любое новшество всегда воспринимается в штыки: зачем мне нужно что-то новое, когда мне хорошо и со старым. За электронным декларированием, безусловно, будущее. Однако электронное декларирование это не только компьютеры, сети и программное обеспечение, но и работа людей. При этом его внедрение не индивидуальная работа таможенного брокера или таможенных органов, а совместная деятельность всех участников процесса. Да, на сегодняшний день система несовершенна. Например, мы хотели бы получить доступ к интерфейсу по крайней мере брокерской части, чтобы иметь возможность ее дорабатывать, вносить предложения, которые позволят упростить, ускорить и улучшить технологию работы таможенного брокера.

С тем, что лучше на бумаге, я не соглашусь. Федеральная таможенная служба уделяет много внимания внедрению системы электронного декларирования. Есть соответствующие письма, подписанные первым заместителем руководителя ФТС Владимиром Шамаховым, в которых предусмотрено, что при подаче декларации в электронном виде документы представляются в бумажном виде только по дополнительному требованию таможенного инспектора. Поэтому, несмотря на некоторые сложности, электронное декларирование уже сейчас значительно сокращает время оформления товаров на таможне.

Честно говоря, я себе слабо представляю, что налоговая служба примет в расчет документы, которые существуют лишь в электронном виде.

Хотелось бы, чтобы как можно быстрее начала функционировать программа Электронная Россия , которая прежде всего обеспечила бы единое информационное пространство для всех государственных учреждений. Тогда такой проблемы не будет.

Какая доля деклараций вашей компании сейчас оформляется в электронном виде?

В Северо-Западном регионе мы оформляем в электронном виде порядка 90% всех ГТД. В Москве меньше от 34 до 40%. В целом Северо-Западное и Центральное таможенные управления являются лидерами в области внедрения не только электронного декларирования, но и других современных технологий в сфере таможенного дела.

Что, на ваш взгляд, мешает работе таможенных брокеров?

Главная проблема таких компаний, как наша, стремящихся работать исключительно в рамках закона, это наличие на рынке серых и черных таможенных операторов и условий, которые позволяют им функционировать, поэтому мы бы хотели, чтобы не только ФТС, но и другие контролирующие органы исключили существование этих фирм.

Вы хотите, чтобы все чиновники были хорошие, чтобы поступали они по закону, чтобы законы были непротиворечивы и чтобы все участники ВЭД хотели работать честно?

Почему бы и не помечтать?

Эксперт Северо-Запад; 26.04.06