Таможня дает “добро” на автоматизацию
Федеральная таможенная служба (ФТС России) занялась автоматизацией еще в 1990-х, когда была создана Единая автоматизированная информационная система таможенных органов и Ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть (ВИТС). Сейчас действующая информационная система соединяет все таможенные органы, а их немало: региональные таможенные управления, которые есть в каждом федеральном округе, таможни, таможенные посты и пункты пропуска.
Пять-шесть лет назад появилась система управления сетью ВИТС, снабженная визуальным интерфейсом, которая обеспечивает удаленный доступ к оборудованию всех таможенных органов. Около пяти тысяч установленных телекоммуникационных устройств каждые пять минут передают в систему информацию о своем состоянии.
«На экран в реальном времени выводится диаграмма, представляющая всю сеть. Зеленый цвет узла означает нормальную работу компонента; если где-то происходит сбой, то соответствующий квадратик загорается красным; менее критичные проблемы обозначаются желтым цветом. Наша служба поддержки круглосуточно следит за этим и на всё реагирует, — рассказал Денис Терещенко, первый заместитель начальника Центрального информационно-технического таможенного управления (ЦИТТУ) ФТС России, и добавил, что эта диаграмма многослойная. — Другими словами, можно перейти, например, на Уральское таможенное управление и посмотреть, как работает сеть, связывающая все подчиненные ему таможенные органы, а затем углубиться еще дальше, вплоть до конкретного маршрутизатора».
Такой подход позволяет централизованно управлять оборудованием в таможенных органах на всей территории России. Система грандиозна и по масштабам, и по задачам.
Зачем таможенной службе нужна автоматизация
Такая инфраструктура составляет основу, на которой ФТС решает задачи автоматизации, а их немало. Евгения Высоцкая, начальник службы развития программных средств и информационных технологий ЦИТТУ ФТС России, выделила две основные цели автоматизации процессов, происходящих в таможенных органах при оформлении товаров и транспортных средств и при взаимодействии с участниками внешнеэкономической деятельности.
Первая — ускорение таможенного оформления: товары должны попадать к своим получателям как можно быстрее, очередей на пунктах пропуска быть не должно, равно как и задержек при пересечении таможенной границы. Следовательно, сотрудникам таможенной службы, которые круглые сутки в режиме онлайн оказывают услуги по оформлению товаров и транспортных средств, нужна хорошая информационная поддержка, другими словами, необходимо, чтобы все выполняемые операции были им понятны и последовательны.
К тому же важно максимально исключить человеческий фактор с точки зрения оформления документов, а также дать участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД) возможность выполнять все операции в одном удобном для них месте. Для этого, собственно, и построена информационная система ФТС России.
Вторая цель, по словам Евгении Высоцкой, заключается в том, чтобы обеспечить соответствие современным требованиям общества, которое, становясь все более компьютеризированным, останавливает выбор на электронной торговле. В связи с этим взаимодействие между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) переходит на электронные технологии, что позволяет многократно использовать одну и ту же информацию, содержащуюся в информационных системах разных ведомств и коммерческих организаций.
На достижение этих целей направлен ряд крупных проектов, среди которых есть интеграционные, предназначенные для взаимодействия с другими ведомствами, а есть и непосредственно связанные с автоматизацией таможенной деятельности.
Движение в сторону интеграции
После того как в прошлом году Федеральная таможенная служба была переподчинена Министерству финансов, был запущен проект, направленный на интеграцию информационных систем ФТС и ФНС. «Надо отметить, что информационное взаимодействие осуществлялось и до этого, но теперь речь зашла о том, чтобы обеспечить интеграцию информационных систем и передачу информации между налоговой и таможенной службами в режиме онлайн, которая позволит более эффективно решать поставленные задачи, а участнику получить интересующие его услуги полностью в электронном виде», — объяснила Евгения Высоцкая.
Уже есть результаты. Так, в 2015-м по поручению правительства в качестве эксперимента был запущен проект, связанный с подтверждением обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС в электронном виде при осуществлении перевозок железнодорожным транспортом. В этом году он был завершен, получено одобрение правительства и поручение распространить этот эксперимент на все виды транспорта.
«В целом интеграция систем ФТС и ФНС еще находится в стадии научно-исследовательских работ; в их рамках создается концепция, формулируются задачи для ведомств и определяются информационные ресурсы, информацией из которых они должны обмениваться. После того как этот этап будет завершен, по-видимому, ближе к концу этого года, начнется практическая реализация», — уточнил Алексей Шубин, заместитель начальника службы — начальник отдела развития программных средств основных таможенных процедур и СУР службы развития программных средств и информационных технологий ЦИТТУ.
Евгения Высоцкая добавила, что уже идут экспериментальные обмены информацией, так что это — быстрый проект, на годы он не затянется. Но сложность заключается в том, что в его рамках описываются новые процессы, которых никогда не было. Ведь раньше у налоговой и таможенной служб были свои устоявшиеся отдельные процессы администрирования, и участники ВЭД и компании, осуществляющие перевозки, были вынуждены при взаимодействии с обеими службами зачастую использовать и комплекты бумажных документов.
Нынешний проект направлен на описание новых процессов взаимодействия полностью в электронном виде. Это требует времени. К тому же с 1 января будущего года вступает в силу новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, который предусматривает, в отличие от всех предыдущих, именно электронные процессы, что накладывает свой отпечаток и на данный проект.
Автоматическая регистрация и выпуск деклараций
Проект, начатый в 2015 г., реализуется поэтапно. «Сначала мы занимались только регистрацией, только экспортными декларациями на товары, стараясь формализовать алгоритмы, а затем на объектах пилотной зоны отрабатывали их результаты: смотрели, как это работает, какие проблемы возникают», — сказал Алексей Шубин.
По его словам, в прошлом году автоматически регистрировались 35,7% деклараций на экспортируемые товары и 1,6% — на импортируемые. К 2020 г. оба показателя должны сравняться и составить 99%. Следующим шагом стал автоматический выпуск электронных деклараций на товары. 20% деклараций, которые подаются участниками ВЭД низкого уровня риска, выпускаются автоматически. В нынешнем году вышло распоряжение ФТС распространить эту практику на все таможенные органы.
Процесс авторегистрации и автовыпуска пока не охватывает весь декларационный массив по той простой причине, что это очень сложный процесс, сопряженный с большим количеством действий, которые должны быть формализованы. Поскольку нормативы пишутся под человека, то не всё можно переложить на машинный язык быстро и просто.
Идея проекта заключается не только в ускорении таможенных процессов, но и в поддержке принятия решений. Как объяснил Алексей Шубин, декларация на товары подается в таможенный орган, после чего проверяется должностным лицом, которое с учетом имеющихся нормативно-правовых актов принимает решение о выпуске или запрете выпуска: «В настоящий момент в рамках данного эксперимента такое решение принимается автоматически. То есть на основе заложенных алгоритмов мы добились того, что по некоторым декларациям участие инспектора не требуется вообще. За счет этого мы увеличили скорость обработки декларационного массива, сократили нагрузку на инспекторов и исключили субъективный фактор при принятии решений».
По словам Евгении Высоцкой, для полностью автоматического взаимодействия используется система информационного взаимодействия, которая обеспечивает две вещи: «Во-первых, предоставляет участникам ВЭД возможность подключения информационных систем предприятий к автоматизированной системе внешнего доступа ФТС России, а во-вторых, позволяет службе принимать всю эту информацию в режиме реального времени».
Данная распределенная система (Автоматизированная подсистема представления сведений в электронной форме таможенным органам для целей таможенного оформления в процессе декларирования товаров), использующая СУБД Oracle, расположена на базе ЦИТТУ, главного центра обработки данных и восьми региональных ЦОДов, находящихся в региональных таможенных управлениях, которые связаны единой сетью.
Алексей Шубин пояснил, что в таможне пока не видят необходимости в применении специализированных средств бизнес-аналитики: «Для анализа используются различные источники, которые доступны таможенным органам для представления сведений и документов. Мы формализовали подавляющую часть документов, описали их структуру и публикуем на нашем сайте альбом форматов электронных документов, используемых в ФТС России. Разработчики ПО декларанта закладывают эти документы в свои программы, и наша задача заключается в том, чтобы сравнить формализованные поля из них. Если там применяются сложные алгоритмы, то мы также используем и другие данные, в том числе межведомственные».
Взаимодействие с внешними пользователями и организациями
Денис Терещенко считает, что информационная система таможенных органов — уникальный инструмент в области взаимодействия государства и бизнеса. Уже автоматизированы практически все процессы, которые в той или иной степени связаны со взаимодействием с бизнесом в процессе совершения таможенных операций. В качестве примера он привел личный кабинет участника ВЭД, который реализован на базе портала и сейчас предоставляет 27 сервисов.
В результате участник ВЭД в любой точке мира может получить через Интернет информацию о таможенном оформлении и о состоянии своих расчетных счетов, подать декларацию на товары или какую-то отчетность, разместить свои документы либо посмотреть их в электронном массиве, подать заявку на включение в реестр. «Как показывает практика, эти сервисы востребованы. С их помощью, в том числе, правообладатели могут отслеживать соблюдение своих прав, — подчеркнула Евгения Высоцкая. — Немаловажно и то, что пользователь может зайти в свой личный кабинет с помощью логина и пароля Единого портала государственных услуг, если он там зарегистрирован, и ему не нужно заводить вторую запись».
ФТС планирует расширять набор сервисов личного кабинета. «В настоящий момент в электронном виде можно подать только те документы, которые касаются декларирования и отчетности, требуемые для совершения таможенных операций либо чего-то с этим связанного. Но от бизнеса поступают предложения перевести в электронный вид всю деловую переписку с ФТС. Сейчас мы прорабатываем эту тему и планируем реализовать такие сервисы в личном кабинете», — поделился планами Алексей Шубин.
Помимо личного кабинета, есть и другой способ взаимодействия с таможней. Для этого предназначена автоматизированная система внешнего доступа, к которой участник ВЭД имеет возможность подключиться со своим программным обеспечением. Организация может это сделать самостоятельно или воспользоваться услугами информационных операторов, т. е. компаний, выполнивших условия подключения к системе ФТС России и обеспечивших информационную безопасность. Они предоставляют услуги такого доступа, а также сервисы по заполнению деклараций. Так что у предприятий есть выбор — либо бесплатные сервисы личного кабинета, либо платные услуги операторов, либо развитие собственной системы предприятия.
Если же говорить о крупных организациях, таких как Почта России, РЖД и др., то их информационные системы непосредственно подключены к Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов. Евгения Высоцкая добавила, что это касается и крупных авиационных перевозчиков, тем более что с 1 апреля 2017 г. было введено предварительное информирование о товарах, ввозимых на воздушном транспорте: «Мы обеспечиваем прием всей информации, начиная от расписания полетов и заканчивая сведениями о пассажирах и грузе. При этом общаемся с авиакомпаниями в электронном виде и планируем полностью перейти на безбумажное взаимодействие».
Она пояснила, что таможенные органы предоставляют крупным авиакомпаниям возможность передавать в электронном виде всю информацию, а дальше выбор остается за ними. Кому-то удобен электронный формат, кому-то — бумажный. Но поскольку речь идет о большом количестве документов, которые нужно представить в таможенный орган, авиакомпании, безусловно, заинтересованы избавиться от бумаги.
Всего в рамках процесса взаимодействия между таможенным органом и участниками ВЭД ежесуточно проходит около 12 млн. сообщений, имеющих юридическую значимость. Электронную подпись бесплатно выдает удостоверяющий центр ФТС России, который входит в единое пространство доверия. «Мы принимаем и электронные подписи, выданные федеральными органами исполнительной власти, например ФНС. Все операции в единой автоматизированной информационной системе таможенных органов подтверждаются электронной подписью», — рассказала Евгения Высоцкая.
Организуя взаимодействие с внешними организациями, ФТС не забывает об информационной безопасности. «Для этого в составе нашей информационной системы создана демилитаризованная зона. Поток внешней информации поступает через российский программно-аппаратный комплекс „Континент“, обеспечивающий зашифрованный трафик», — пояснил Денис Терещенко и добавил, что, по его мнению, с точки зрения идентификации уровень ИБ у ФТС России достаточно высокий, и это доказала недавняя крупная вирусная атака, которой ведомство успешно противостояло.
Межведомственное взаимодействие и единое окно
Связь таможенных органов с ФОИВ в основном выполняется через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). «Сейчас мы общаемся через эту систему с 32 ведомствами, — сказал Денис Терещенко. — В процессе совершения таможенных операций декларант заявляет только сведения о номерах документов, выданных разными федеральными органами, в которых подтверждаются заявленные им данные, такие как сертификаты, лицензии, различные разрешительные документы».
Раньше декларант вынужден был эти документы приносить на бумаге, потом стал представлять их в электронном виде, а теперь и это становится ненужным, так как 1 января будущего года вступает в силу Таможенный кодекс ЕАЭС, в котором указано, что если сведения были выданы иным ФОИВ, то таможня не имеет права запрашивать этот документ у декларанта, а обязана сама получить его у того органа, который его выдал.
Денис Терещенко пояснил, что СМЭВ позволяет таможенным инспекторам обратиться в информационные ресурсы других ФОИВ и получить эти документы. Ежедневно таможенные органы формируют порядка 60 тыс. запросов на эти документы и получают практически 99% ответов от соответствующего органа в течение полуминуты или, если запрос сложный, до минуты.
Такое взаимодействие можно считать движением в сторону единого окна, т. е. сервиса, избавляющего пользователей от необходимости собирать документы в разных ведомствах. У ФТС уже есть практический опыт в этом направлении, и им поделилась Евгения Высоцкая: «Первой ласточкой в деле организации единого окна для декларантов стал Свободный порт Владивосток, где таможня обязана принимать предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых на территории порта, не только для таможенных целей, но и для иных органов, осуществляющих государственный контроль в пунктах пропуска».
Перевозчики и заинтересованные лица с помощью бесплатных сервисов в личном кабинете представляют предварительную информацию относительно санитарно-карантинного, транспортного и фитосанитарного контроля, а таможенники посредством СМЭВ передает эти данные в Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Ространснадзор, получая от них в электронном виде решение о том, что ввоз товара разрешен или запрещен.
По словам Евгении Высоцкой, это позволяет участникам ВЭД однократно представлять информацию, которая становится доступной для всех государственных контролирующих органов, а таможенной службе — оптимизировать работу на пункте пропуска и ускорить прохождение государственного контроля на границе.
Движение в сторону единого окна идет и по другим направлениям. Так, ФТС сейчас оказывает двенадцать государственных услуг, за получением которых можно обратиться через Единый портал госуслуг. «А ведь на самом деле некоторые госуслуги сложны, и раньше, чтобы получить их, требовался большой объем документов», — отметила Евгения Высоцкая.
Исходя из своего опыта, Федеральная таможенная служба положительно оценивает СМЭВ. По словам Дениса Терещенко, процессы взаимодействия ведомств через инфраструктуру СМЭВ уже неплохо нормативно отрегулированы, начиная от федерального законодательства и заканчивая подзаконными актами правительства, определяющими обязанности и ответственность. Но самое главное, определен оператор этой системы — Минкомсвязи, который обязан устанавливать правила взаимодействия между участниками.
«Таким образом, создана основа, на которой можно в дальнейшем серьезно развивать процесс взаимодействия. Например, у Минкомсвязи есть планы подключить к СМЭВ Центробанк, коммерческие банки, Торгово-промышленную палату, чтобы таможенная служба могла получать у них информацию в случае необходимости, — сказал Денис Терещенко. — Процессы, реализованные с помощью СМЭВ, серьезно ускорили совершение таможенных операций. Если раньше в автомобильном пункте пропуска операции совершались в течение часа, то сейчас за двадцать минут, так как многое автоматизировано, система дает инспектору определенные указания, которые он должен выполнять, и исключается субъективный фактор».
Декларации становятся электронными
Рассказывая о текущих результатах автоматизации, Евгения Высоцкая остановилась на декларациях: «Есть несколько видов таможенных деклараций. Прежде всего это декларации на товары — импортные и экспортные, которые подаются на товары при прибытии в страну и убытии из неё. Сейчас 99,9% деклараций на товары подаются в электронном виде. Декларантам не нужно приходить в таможенный орган, достаточно воспользоваться предоставляемыми сервисами. А 0,1% остается потому, что существуют установленные Правительством случаи, когда есть возможность подать документы в бумажном виде».
Кроме того, имеются транзитные операции, когда товары перемещаются в рамках процедуры таможенного транзита, для которой применяются транзитные декларации. По словам Евгении Высоцкой, сейчас порядка 50% таких деклараций представляют собой электронный документ с электронной подписью, который поступает в Единую автоматизированную информационную систему таможенных органов из информационной системы декларанта. Однако это не значит, что всё остальное подается на бумаге. Электронная копия транзитной декларации подается на электронном носителе без подписания электронной подписью, а документы поступают с использованием СМЭВ.
«Дело в том, что все перевозки товаров сопровождаются международными коммерческими транспортными документами, а для каждого вида транспорта они свои. ФТС России не может влиять на отмену либо введение документов в электронном или бумажном виде. Но мы можем формализовать вид этих документов для обработки и общаться с декларантом через сеть общего пользования», — пояснила Евгения Высоцкая.
ФТС России и интегрированная информационная система ЕАЭС
Сейчас создается интегрированная система, которая должна обеспечить взаимодействие в электронном виде пяти государств, входящих в состав ЕАЭС. Это — межгосударственная система, регулятором которой выступает Евразийская экономическая комиссия.
По словам Дениса Терещенко, уже определены общие процессы, по которым заинтересованные ведомства могут взаимодействовать между собой. Таких процессов порядка семидесяти, и треть из них относится к таможенному взаимодействию: «К концу этого года мы должны доработать свою информационную систему под те требования, которые Евразийская экономическая комиссия предъявляет к такому типу взаимодействия».
Алексей Шубин добавил, что это накладывает определенную долю ответственности, так как необходимо учитывать международные стандарты документов и обмена, которые применяются в других странах, адаптировать их под наши стандарты, чтобы в итоге получать и отдавать достоверную информацию.
Но, как отметил Денис Терещенко, таможенная служба является здесь первооткрывателем: «То, что сейчас Евразийская комиссия только планирует сделать, мы реализовали еще в 2005 г. Тогда работа была сделана для Союзного государства России и Белоруссии. Мы с нашими белорусскими коллегами обеспечили полностью онлайновое информационное взаимодействие по трем основным процессам — контролю фактического вывоза товаров, транзитных перевозок и временного ввоза транспортных средств физическими лицами. Всё это работает до сих пор. В 2010 г., когда заработал Таможенный союз, к нам присоединились коллеги из Казахстана, а потом из Армении и Киргизии.
Так что таможенные службы по этим трем общим процессам уже обмениваются информацией, и мы ждем, когда Евразийская комиссия завершит свою часть работы и создаст интегрированную систему, которая будет выполнять функцию общего шлюза, обеспечивающего маршрутизацию электронных сообщений между пятью государствами, охватывая не только таможенную, но и все остальные службы. Минкомсвязи является оператором национального шлюза Российской Федерации. Мы к нему подключимся и будем им пользоваться».