06.04.09

Таможня дает "добро", но очень тщательно проверяет, на что

Петербург избран полигоном для испытания новейшей техники, которая поступила на вооружение в таможенные органы. Сейчас в Северо-Западном таможенном управлении идут эксперименты. Если они пройдут удачно, то в ближайшие 5-7 лет абсолютно все таможенные посты пройдут техническое перевооружение.

Инспектор таможни еще не осознал до конца, с чем же ему предстоит иметь дело. Электронная заставка напоминает знакомый компьютер, а звуковое сопровождение постоянно напоминает о каких-то сортах древесины. Этот прибор появился по принципу «не благодаря, а вопреки!» Бывший сотрудник ГРУ, ныне профессор одного НИИ, на спор с коллегами придумал чудо-устройство, которое мгновенно определяет, какой лес вывозится из страны. Достаточно поднести аппарат к древесине, и он тут же поставит диагноз.

То, что раньше таможенный инспектор делал «на глаз», теперь полностью компьютеризировано. Все данные заносятся в банк информации. Закрыть глаза и «дать добро» на вывоз, например, сибирского кедра под видом обыкновенной сосны теперь невозможно. Осмотр железнодорожного состава с лесом вместо 6 часов занимает всего два часа. Пока такой прибор есть в единственном экземпляре.

Максим Давыдов, инспектор Выборгской таможни:

«С ним удобнее».

Если для железнодорожных составов норматив нахождения на таможенном досмотре составляет 6 часов, то в аэропортах этот период может исчисляться всего минутами. Рейс прилетел, взял на борт пассажиров и улетел.

Айрат Сабиров, инспектор Пулковской таможни:

«Бывает… подчас всего лишь 30 минут».

Как говорят таможенники, наиболее трудными для досмотра являются самолеты отечественного производства. В них очень много технологических помещений, в которых легко можно спрятать контрабандный груз.

Основные места, где можно спрятать контрабанду, все-таки находятся не внутри, а снаружи самолета. Здесь на преступления идут не только те, кто хорошо знают, как устроен лайнер, но и те, кто имеет доступ к этим местам, экипаж и авиатехники.

За последние 10 лет в России придумано столько технических новинок, что, казалось бы, работа должна быть простой и легкой. Как они сами шутят, «теперь таможня берет добро!» От науки и техники. Однако полностью оснастить все силовые структуры, как всегда, невозможно по известной причине - на всех денег не хватит.

Петр Афонин, профессор Российской таможенной академии:

«Вот эта игрушка стоит 200 тысяч».

Именно с помощью такого устройства были обнаружены детали авиационной техники и секретные карты Минобороны, приготовленные к вывозу из России. Контрабанду пытались провезти в рейсовом автобусе «Санкт-Петербург - Рига», спрятав товар в арках колес. Учитывая, что автобус пересекает границу ночью, преступники надеялись на «лояльный» и быстрый досмотр. Не получилось. Прибор, названный российскими разработчиками «Крот», быстро обнаружил запрещенный груз.

Константин Яковлев, инспектор Балтийской таможни:

«Вот видите, здесь, кроме официального груза, пытались провезти еще и контрабанду».

На сегодняшний день самым совершенным является комплекс, устроенный на основе рентгеновского излучения. Контейнер сканируется, и на мониторе четко видно: кто и что везет. Любимая схема контрабандистов - с «товаром прикрытия», когда дорогой товар заставляется коробками с дешевым ширпотребом, уже не работает. В ближайшее время в Петербурге запустят самый большой досмотровый комплекс в Европе. Система позволяет получать изображение даже за стеной из стали, толщиной в 50 сантиметров.

Сергей Назинцев, начальник отдела ТСТК Балтийской таможни:

«Запрещено проверять живые товары, кровь».

Как и в других случаях, вся информация мгновенно поступает в оперативную базу данных, которая контролируется, в том числе и из Москвы. Это еще один шаг к тому, чтобы искоренить коррупцию. Если инспектор захочет закрыть глаза на нарушения, зрение ему вернут быстро.

Телеканал «100 ТВ», 06.04.09