Таможня держит ответ
Федеральная таможенная служба (ФТС) определила порядок предоставления участникам ВЭД информации об изменениях законодательства в области таможенного дела и консультаций по вопросам правоприменительной практики. Срок получения ответа на устный запрос будет сокращен с одного дня до 30 минут, а письменного- с десяти до пяти рабочих дней, при этом сотрудники постов больше не вправе будут оказывать информационные услуги.
В действующем Таможенном кодексе (ТК) всего три статьи посвящены информированию и консультированию участников ВЭД. "Законодательство практически не регламентирует оказание консультационных услуг",- говорит руководитель таможенной практики юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary Вильгельмина Шавшина.
Сами услуги пока пользуются низким спросом у участников ВЭД. "В каждой серьезной компании есть юристы, которые могут истолковать нормы кодекса либо обратиться в частные консультационные центры, не прибегая к помощи таможенников",- говорит менеджер компании "Эрнст энд Янг" Галина Донцова.
В приказе ФТС, вступившем в силу в начале ноября, подробно расписаны правила предоставления таможенной информации. ФТС обязана будет не только публиковать уже вышедшие нормативно-правовые акты, но и информировать предпринимателей о готовящихся документах. Приказ устанавливает порядок общения таможенников с участниками ВЭД: информация может предоставляться в помещениях таможенных органов, а также по телефону и электронной почте, при этом телефонный разговор не может продолжаться больше 10 минут. Ответ на устный запрос участник ВЭД получит в течение 30 минут, а консультирование должно занимать не больше часа, в то время как по ТК это время растягивалось до одного рабочего дня. На письменный ответ у таможенника уйдет пять рабочих дней, а если для разъяснения потребуется привлечение других ведомств, то срок может быть увеличен до одного месяца.
С принятием приказа сотрудники таможенных постов потеряли право предоставлять информационные услуги: такими полномочиями наделяются сотрудники центрального аппарата ФТС, региональных таможенных управлений и таможен. "Можно, конечно, консультироваться с сотрудниками поста, но полученная информация не будет официальной, и ответственность за нее никто не несет. На постах будут информационные стенды, но информацию могут давать только уполномоченные лица - сотрудники других структурных подразделений",- говорит ведущий эксперт по ВЭД ООО СТМ Валерий Глыздов.
Приказ ФТС устанавливает высокие требования к помещениям для оказания услуг. Они должны быть размещены на нижних этажах зданий таможенных органов и снабжены соответствующей оргтехникой, для ожидания приема отводятся специальные места, в летнее время там должен работать кондиционер. При этом у консультантов будет нетипичный для таможенников плавающий график работы, например с 08.00 до 15.30 по понедельникам и пятницам и с 14.00 до 20.00 по вторникам и четвергам (с 14.00 до 16.30 по средам).
Эксперты опасаются, что новые требования могут отсрочить выполнение информационных и консультационных услуг. "Очень многие таможни не имеют таких помещений, консультированием занимаются обычные сотрудники, которых трудно будет перевести на другой режим работы. К тому же для создания комфортных условий потребуется дополнительное финансирование из бюджета",- говорит Вильгельмина Шавшина.
"Бизнес"; 20.11.06