13.04.06

Таможня откажется от брокеров

Правительство намерено выкупить частные пропускные пункты на границе

Правительство России в четверг приняло концепцию таможенной политики на 2007-2009 годы. Двумя ключевыми направлениями этой политики стали стимуляция экономического роста и борьба с коррупцией на таможне. Стимулировать развитие экономики правительство намерено с помощью предложенного основным докладчиком - главой МЭРТа Германом Грефом изменения таможенных тарифов. Будут снижены или отменены ставки на импорт нового оборудования для перевооружения производств, а экспортные ставки будут стимулировать поставку за рубеж продукции более высокой переделки. Тем самым, правительство намерено постепенно изменить роль России в международном разделении труда, увеличивая ее долю на несырьевых рынках.

Если стимулирование экономики было предусмотрено в долго готовившемся в стенах Минэкономразвития десятистраничном докладе Германа Грефа, то вопрос о борьбе с коррупцией на таможне остро встал только на этой неделе по инициативе российского президента, и потому письменно в документе под названием Об основных направлениях таможенной политики на 2007-2009 годы отражен не был. Между тем это едва ли не ключевое направление в реформировании таможни.

Еще в понедельник на встрече с членами правительства в Кремле российский президент Владимир Путин отметил ставшее характерным для таможенной службы сращивание с бизнес-структурами, - очевидно, имелись в виду так называемые таможенные брокеры, - которое ежегодно оборачивается огромными убытками для бюджета. Президент потребовал переоборудовать пропускные пункты на границе таким образом, чтобы таможенники могли сами делать всю работу по обслуживанию юридических лиц. В этом случае отпала бы необходимость в привлечении таможенных брокеров, а, соответственно, исчезла бы и почва для системной коррупции. Ведь руководство таможенной службы в принципе не может полностью контролировать денежные потоки коммерческих структур, каковыми являются брокеры. Зато, в случае перевода этой работы в органы таможни, сделать эту работу прозрачной и легко проверяемой - дело техники.

Владимира Путина не устроили предложенные Германом Грефом два года на переоборудование таможни, и потому уже в среду члены правительства под руководством премьер-министра Михаила Фрадкова встретились отдельно, чтобы выработать приемлемое со всех точек зрения решение этой проблемы. Михаил Фрадков даже начал заседание правительства в четверг со специального заявления о том, что такое решение было найдено.

На самом деле на полномасштабное переоборудование границы правительство по-прежнему планирует потратить три года, начиная с 2007. Однако уже до понедельника все заинтересованные ведомства, включая силовиков, должны будут совместно оформить срочные предложения по снижению возможностей для коррупции таможенных работников. На самом деле слово коррупция на заседании не звучало, что означает, что никаких дополнительных расследований и чисток правительство пока проводить не намерено. Речь шла, как отметил Михаил Фрадков, о том, чтобы перестать толкать бизнес в криминал . Однако очевидно, что существующая система толкает в криминал и таможню.

Среди первоочередных предложений значатся создание единого государственного органа по содержанию пунктов пропуска на границе. Необходимость создания нового единого органа премьер-министр обосновал, ссылаясь на существующий опыт, когда десяток представленных на таможенных пунктах государственных ведомств не имеют между собой должной информационной связи, а потому злоумышленники имеют возможность обманывать таможню. Поэтому создание такого органа могло бы стать первым шагом по увеличению прозрачности оформления грузов и повышению качества таможенной отчетности. Однако в полной мере говорить о контроле и прозрачности можно будет только после того, как таможня полностью возьмет всю эту работу на себя.

Кроме того, речь шла о выкупе частных таможенных пунктов. Сегодня из существующих 441 пунктов пропуска 156 относятся к категории мобильных, из них 13 пунктов принадлежат частным структурам. Всего частникам принадлежит 350 пропускных пунктов. Остальные пункты пропуска находятся на балансе различных структур - Минтранса, РЖД, аэропортов, портов. По поручению президента правительство намерено выкупить частные мобильные пункты пропуска в собственность государства, на что, по словам Германа Грефа, потребуется менее 1 миллиарда рублей.

Минэкономразвития предлагает также закрыть пункты пропуска, через которые проходит незначительное количество груза. Существуют пункты, через которые за два последних года не переместилось ни одной единицы товара. Минэкономразвития намерено представить соответствующие предложения по сокращению таких пунктов. Кроме того, министерство предлагает резко повысить требования к пропускным пунктам. В частности, в ближайшие 2 года все пункты будут оснащены необходимым оборудованием, создана система посттаможенного контроля. Все эти антикоррупционные меры члены правительства доложат президенту России в ближайший понедельник на традиционной рабочей встрече в Кремле. Именно глава государства даст окончательную оценку этим предложениям и, возможно, попросит их переработать.

Как заявил в своем докладе глава Минэкономразвития, его министерство планирует до конца года отменить ряд таможенных льгот. Речь идет о предоставляемых льготах и отсрочках по таможенным платежам при ввозе оборудования в Калининградскую область, по соглашениям о разделе продукции, а также в случаях, когда импортное оборудование вносится в уставный капитал компании. По оценке Минэкономразвития, в прошлом году государство недополучило в результате применения этих льгот свыше 12 миллиардов рублей. Греф сообщил, что его министерство до конца года постарается более точно оценить полезность этих льгот, а к 2007 году может принять решение об их отмене.

Говоря о стимулировании экономики, глава Минэкономразвития отметил, что будут отменены или уменьшены тарифы на импорт в Россию нового технологического оборудования, что должно будет способствовать перевооружению отечественных производителей. Как отмечали эксперты в беседе с корреспондентом Страны.Ru, российские предприятия уже воспользовались укреплением рубля, интенсивно закупая за рубежом новое оборудование и технологии, особенно в последние полтора-два года. Однако стимулирование с помощью таможенных тарифов может также усилить этот процесс, что уже в обозримом будущем должно будет добавить примерно половину процента в рост ВВП за год.

Кроме того, экспортные тарифы для одной группы товаров будут различать в зависимости от глубины обработки сырья. Иными словами, продавая в Евросоюз тонну сырой нефти нефтяная компания, например, Лукойл должна будет заплатить государству большую пошлину, нежели при продаже в туже страну тонны бензина. Надо отметить, что крупный бизнес уже знал эти намерения государства и уже учел это в своих бизнес-планах. Во многом благодаря этому, уже с прошлого года компании начали выстраивать стратегии по постепенному замещению поставок нефти в Европу продажей бензина. Впрочем, изменение ставок в описанном ключе коснется не только сырьевых, но всех групп товаров. Этот вид стимулирования нельзя отнести в разряд действующих немедленно, однако эксперты признают его, несомненно, действенным.

Страна.ру 13.04.06