Таможня стала активнее следить за ввозом люксовых товаров
"Я в России покупаю из вещей только носки. То есть даже трусы - уже не здесь", - рассказывал один известный театральный режиссёр. Но если бы речь шла только про бельё! В Россию с шоппинга за рубежом везут и "ювелирку", и дорогие сумки, и эксклюзивную обувь... За всё это теперь придется платить ещё и на таможне.
"В этом году любители люксовых товаров рискуют разориться, летая за покупками в другие страны, а то и не довезти обновки до дома в связи с их конфискацией, - сообщает musecube.org. - Начиная с этого года, таможенники стали внимательно отслеживать дорогие покупки россиян заграницей. Те, кто ввозит товары на сумму больше 10 000 евро, должны это задекларировать и заплатить пошлину. Сорвать бирку с вещи – не выход, так как даже уже давно купленные, например, дорогие часы и украшения, вывозимые из России и ввозимые обратно их хозяином, могут быть конфискованы, если не задекларировать их до путешествия.
Первыми от грозных таможенников пострадают байеры и персональные шопперы. С данной проблемой уже успел столкнуться международный эксперт по стилю, персональный шоппер и имиджмейкер Александр Белов: "Это очень большая проблема. Мы с клиентом едем с большими чемоданами, таможенники это видят, делают досмотр, обнаруживают, что куплено больше, чем на 10 000 евро, составляют опись и далее приходится искать пути решения, чтобы осуществить ввоз оплаченных вещей" — рассказывает Александр в эфире телеканала РБК, посвятившего передачу данной проблеме.
Что окажется дешевле – не пользоваться Tax free или платить пошлину в размере 30 процентов с приобретенного товара? В любом случае, если нарушить закон и попасться таможенникам, то вещь будет конфискована, нарушитель заработает как минимум административный штраф, а в некоторых случаях может даже оказаться за решеткой.
Если оплачивать все необходимые сборы и пошлины, то вещь становится в разы дороже. Конечно, как считает международный эксперт по стилю Александр Белов, профессия байера не станет менее востребованной, а поездки за вещами в Париж и Милан не станут реже, ведь многие люксовые товары в России просто не найти, а многие вещи прилетевшие из других стран в московских магазинах стоят гораздо дороже.
Обойти закон можно, например, оформив часть покупок на знакомых. То есть разделить стоимость вещей между путешественниками. Но для этого шопоголикам придется брать кого-то из друзей или членов семьи с собой, либо находить и договариваться о провозе ценных вещей с теми, кто летит вместе с любителем роскошных товаров.
Что выберут потребители: увеличат свои расходы, чтобы не нарушать закон, откажутся от любви к роскоши или начнут поиски альтернативных вариантов шопинга?"
Tax free - это международная практика возврата налога на добавленную стоимость (НДС) иностранным покупателям. В большинстве стран она осуществляется глобальными операторами Global Blue и Premier Tax Free (Fintrax), которые возмещают налог покупателю, выезжающему на родину, а затем получают возмещение от государства, в котором произошла покупка, удерживая за собой небольшой процент. Размер возмещения зависит от ставки НДС, действующей в конкретной стране. Например, в Великобритании – 20%, в Германии – 19%, в Италии — 22%. В России система tax free должна заработать в 2018 году, однако механизм возврата пока не разработан.
"Проверяющие нередко знают, что именно искать и за какую сумму это было куплено, - сообщает фейсбук Юридических новостей. - Данные поступают через систему tax free и от зарубежных правоохранителей, оба канала полностью заработали в ноябре-декабре 2017 года.
Начато свыше 40 экспертиз в отношении товаров дороже €10 000 (часов, украшений, одежды и аксессуаров известных брендов) на общую сумму порядка 200 млн рублей. Тем, кто их не декларирует, грозят штраф и даже лишение свободы. Среди попавшихся есть крупные бизнесмены и госслужащие, - утверждают источники".
"По информации газеты "Ведомости", таможенники в аэропорту уже встретили нескольких человек, зная, что именно те везут из заграницы, - пишет фейсбук Новая таможня. - "Клиент прилетел в Москву, по традиции сняв все бирки с купленных часов и украшений, но таможенники не просто осматривали его багаж, а знали, что именно искать, когда и за сколько он эти вещи купил", — рассказал юрист консалтинговой компании.
"Ведомости" поясняют, что данные о дорогих покупках таможняполучает из базы системы возврата налога на добавленную стоимость для иностранцев Tax free, а также от правоохранительных органов стран временного пребывания россиян".
Впрочем, сайт fontanka.ru сообщает, что система tax free тут не при чём и её операторы не "сливали" российской таможне данные о зарубежных покупках богатых соотечественников: "Клиенты бизнес-джетов стали жертвами не утечки, а международной операции. Никакого систематического сотрудничества российских с иностранными правоохранительными органами, кроме как в отдельных случаях, по конкретным персоналиям или в рамках спецопераций, нет. Переполошившая клиентов частных самолетов усиленная проверка на таможне – разовая история. В этом "Фонтанку" убеждали сразу несколько источников...
Обычно контрабандистов ищут среди пассажиров обычных авиалиний. Однако в последнее время проверкам подверглись и клиенты бизнес-авиации, которые к вниманию таможенников, мягко говоря, не привыкли... В то, что коммерческая компания, услугами которой пользуются покупатели, чтобы вернуть налог на добавленную стоимость, раскрывает их персональные данные по доброй воле, верится с трудом. От мысли, что зарубежная полиция знает все о тратах российских путешественников и с радостью делится информацией с российскими коллегами, тоже не по себе... Сама таможня информацию о существовании у нее всевидящего ока раскрывать не стала. В комментарии ФТС, который приводит издание finanz.ru, ведомство подтвердило, что с декабря пресекло "несколько десятков попыток ввоза дорогих часов, украшений, одежды и аксессуаров". Глава ведомства Владимир Булавин в беседе с РБК упомянул о существовании некой "постоянно действующей системы, которая позволяет пресекать ввоз через аэропорты незадекларированных дорогостоящих товаров", добавив, что здесь не обошлось без помощи зарубежных коллег.
Операторы tax free в комментариях "Фонтанке" отмели подозрения в утечке данных: "Мы не делимся информацией о покупках ни с налоговой службой, ни с таможенной, ни с российской, ни с финской, ни с какой бы то ни было еще. Не очень понятно, с какой целью нужно было так пугать потребителей", – заявил Казимир Эрнрот (Casimir Ehrnrooth), управляющий директор Global Blue в Финляндии и Швеции. По его словам, ни специальной договоренности, ни автоматической системы передачи данных не существует. Единственное, как можно получить информацию, это официальный запрос правоохранительных органов, но для этого нужна заявка по конкретному лицу. "Такие случаи есть, но я не могу делиться подробностями", – подчеркнул он...
По данным "Фонтанки", в данном случае речь идет все-таки не о системном информировании, а о разовой акции... По словам собеседника издания, таможенники действительно получали наводки от иностранных коллег. Не исключено, что косвенно они могут быть связаны с возвратом tax free: иностранные таможни могут получать данные о тех, кто тратил много денег за рубежом, поскольку ставят печати на чеках tax free. Но порой не требуется даже этого: люди часто сохраняют чеки, если получают возврат не наличными, а на карту. Их таможенники находят при выборочной проверке".
Впрочем, наступление на шоппинг за рубежом идёт не только в прямом смысле слова - при пересечении гражданами российской границы, но и в сфере их покупок через интернет-магазины. А здесь речь идёт уже не только о "люксовых" вещах для богатых, но и о банальном ширпотребе.
"Российские власти твердо намерены получать с россиян, которые делают покупки в иностранных Интернет-магазинах, не менее 60 миллиардов рублей в год, - сообщает rusmonitor.com. - Правительство и лоббисты АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) упорно делают все для того, чтобы россияне перестали покупать на AliExpress, Amazon и других зарубежных площадках.
Сейчас уже чиновники начали работать над схемой, которая воплотит эту идею в жизнь. Одним из вариантов можно обязать зарубежных продавцов платить НДС в России. Однако есть и менее трудоемкий способ – без пошлины россиянам предложат покупать в иностранных онлайн-магазинах товары на сумму, не превышающую 20 евро, тогда как сейчас этот порог составляет 1 тысяча евро в месяц.
Российские лоббисты предлагают облагать граждан налогом в 10% от стоимости недорогих товаров, и больше, если покупка дорогая. В настоящее время товар облагается 30%, если его стоимость дороже 1 тысячи евро.
Чиновники в защиту такой меры приводят данные за 2017 год, по итогам которого товарооборот Интернет-торговли в России превысил 1 триллион рублей, из которых на иностранные онлайн-магазины пришлось 420 миллиардов рублей. У них покупает более половины населения страны. Популярность иностранных магазинов только растет, так как товары у них дешевле, в том числе и из-за отсутствия пошлин и НДС...
Ведущий аналитик ГК "Телетрейд" Марк Гойхман сетует на то, что в России высокими темпами растут объемы интернет-продаж, но касается это исключительно иностранных онлайн-магазинов.
По данным эксперта, отечественный сегмент рынка электронной коммерции по итогам прошлого года прибавил в объеме всего 17,6 процента, тогда как трансграничная торговля при доле в 37 процентов рынка продемонстрировала прирост более чем в 40 процентов. Устойчивая тенденция к опережению иностранными магазинами российских не дает чинушам спокойно спать по ночам, ведь не смотря на все старания тандема "АКИТ и правительство" задушить рынок трансграничной онлайн-торговли люди все равно продолжают делать покупки на том же Aliexpress, Amazon и пр., тратя на приобретение различного рода товаров за границей более 50% своих расходов на подобные цели.
Само собой, такое положение дел беспокоит собственников отечественных интернет-магазинов, которые, будучи в сговоре с власть имущими, активно продвигают откровенно кощунственные инициативы, шаг за шагом ограничивая россиян в их праве на приобретение качественных и недорогих товаров из-за границы. АКИТ-овец Гойхман в очередной раз повторяет мантру о том, что, мол, необходимо "уравнять" условия для внутренних и внешних продавцов, заявляя не таясь и прямым текстом, что "столь желанное для них выравнивание, очевидно, приведет к росту цен для покупателей в иностранных Интернет-магазинах".
Т.е. руководство страны и бизнесмены прекрасно понимают, что их действия повлекут за собой значительное повышение цен и ударят, в первую очередь, по карманам конечных потребителей и несмотря на это продолжают проталкивать свои интересы".