Таможня в зеленом свете
Перевозчики скоро будут проводить в пунктах перехода не более получаса
Таможенные нововведения играют на руку транзитной Беларуси. После того как в июле минувшего года страна подписала соглашения о вступлении в Таможенный союз, поток транспорта, идущего транзитом через нашу территорию, сразу же вырос. По некоторым оценкам, на 25—30 %. И таможенные объединения в данном случае лишь повод — за время кризиса транспортные компании научились считать деньги, а альтернатив дешевле, чем двигаться по коридору Е-30/М-1, у них на сегодняшний день нет. При этом для белорусской таможни растущий транспортный поток означает необходимость срочного принятия мер, цель которых — упростить жизнь и себе, и другим. В ГТК обещают активнее внедрять новейшие технологии оформления грузов и транспорта.
Согласно данным статистики, объем внешней торговли товарами за первые четыре месяца нынешнего года составил $ 26,4 млрд., что на 50,9 % больше прошлогоднего показателя. Товарооборот со странами СНГ составил $ 14,2 млрд., за первый квартал 2011 года он вырос на 50 %. Товарооборот с Россией увеличился на 52 %, с Казахстаном — на 53 %.
Как отмечают в Государственном таможенном комитете (ГТК), в нынешнем году объем грузоперевозок через белорусский участок таможенной границы также увеличивается. В январе—апреле 2011 года объем ввезенных в страну товаров, включая транзит, вырос на 35 % и составил 8,9 млн. тонн. В данном случае объемы железнодорожных перевозок выросли на 52 %, автомобильных — на 21 %. Стал больше и объем вывозимых товаров. Этот показатель, включая транзитные грузоперевозки, вырос на 16 %, до 28,7 млн. тонн. Железнодорожники вывезли за пределы Беларуси 27 млн. тонн товаров, автомобилисты — 1,6 млн. тонн. Вообще, в ГТК констатируют увеличение количества пересекающих таможенные пункты пропуска грузовых автомобилей: поток в Беларусь вырос на 22 %, из страны — на 23 %. Примерно такая же ситуация и с легковушками — их зафиксировано на 17 % больше.
Понятно, что в таких условиях таможенникам приходится работать за двоих. Особенно, когда границы внутри пространства Таможенного союза исчезают, а контроль постепенно перемещается на внешние контуры экономического объединения Беларуси, России и Казахстана. К тому же перед белорусскими таможенными органами стоит и еще одна задача — в рамках положения Директивы № 4 наладить по возможности тесный контакт с бизнес-сообществом страны. На выходе это означает обязательный к исполнению перечень требований отечественных бизнесменов, состоящий, по большому счету, всего из двух пунктов: обслужить постоянно растущий оборот товарообмена и всеми возможными способами сокращать его администрирование. «Таможенной службой приняты основные направления работы таможенных органов до 2015 года, которые учитывают нормы программы социально-экономического развития страны и необходимость создания в стране благоприятных условий для стимулирования предпринимательской инициативы», — говорит заместитель председателя ГТК Беларуси Сергей Борисюк.
В числе мер по упрощению административных препон фигурирует электронное декларирование. По данным ГТК, по состоянию на конец апреля порядка 95 % от всех экспортных и 30 % от всех импортных поставок грузоперевозчики оформляли именно в «цифре». Ежедневно в системе оформляется около 4 тыс. электронных таможенных документов, ежемесячно — порядка 80 тыс. «Мы намереваемся и дальше развивать это направление в первую очередь за счет принятия процедуры электронного информационного информирования. Она в обязательном порядке будет введена уже в 2012 году, хотя уже сегодня таможенные органы выполняют требования Европейского союза о предварительном информировании местных таможенных органов о ввозимых товарах и транспортных средствах», — объясняет Сергей Борисюк.
В минувшем году РУП «Белтаможсервис» заключило ряд соглашений с европейскими странами, а также разработало специализированное программное обеспечение для передачи информации контрагентам. Фактически это позволяет перевозчикам осуществлять предварительное информирование таможенных органов стран Старого Света заблаговременно, а также при необходимости получать гарантию исполнения налогового обязательства при перевозке товара по территории стран ЕС в момент таможенного оформления в Беларуси. По мнению белорусских таможенников, это значительно сокращает время прохождения таможенного контроля на границе Евросоюза.
Для того чтобы ограничить время пребывания перевозчика в пункте пропуска максимум тридцатью минутами, готовит ГТК и другие нововведения. Правда, работать они начнут не сразу — в качестве эксперимента во втором полугодии 2011 года на таможенном пункте пропуска «Козловичи» на белорусско-польской границе начнет функционировать «зеленый» коридор для товаров, перемещаемых автомобильным транспортом. Подобные «зеленые» каналы уже работают для легковых авто. В случае если и грузовой коридор продемонстрирует жизнеспособность, то эта технология будет размножена и распространена на другие пункты пропуска уже в 2012 году.
Таможенники признают: технологии, которые могли бы снизить нагрузку в пунктах пропуска, скоро будут исчерпаны. По мнению специалистов, облегчить жизнь грузоотправителям должно строительство транспортно-логистических центров. ГТК в настоящее время ведет работу по созданию семи таких комплексов, по одному будет создано в каждом областном центре, а в Минской области — сразу два. «Сеть транспортно-логистических центров способствует качественному обслуживанию товаропотоков, включая транзитные. Многоуровневая система таких предприятий предназначена для оказания полного спектра услуг в области таможенной, транспортно-экспедиционной, складской и информационной логистики», — поясняет замначальника правового управления ГТК Наталья Никонюк.
Стоит добавить, что вскоре белорусская таможня будет работать в новом режиме — в перспективе ГТК примет на себя функции ряда других контролирующих органов. По сути, на постах будут присутствовать только две службы — пограничная и таможенная, которая станет выполнять также функции фитосанитарного, ветеринарного, карантинного контроля и так далее. Таможенники пока не берутся прогнозировать, как отразится на ситуации в пунктах пропуска режим «одного окна». «Но это сделать вполне по силам. Думаю, что для человека с высшим образованием, а у нас все такие, не составит труда сличить данные в каком-либо ветеринарном сертификате. На выходе же это будет означать серьезную экономию времени», — считает Сергей Борисюк. Кстати, последние подвижки в национальном таможенном законодательстве недавно были высоко отмечены Департаментом по институциональному развитию Всемирной таможенной организации. Представители Евросоюза отметили в Беларуси упрощение ряда таможенных процедур, их сокращение и, самое важное, отказ от установления новых. На самом деле реформа таможенного законодательства выгодна не только перевозчикам и производителям — сокращение административных вопросов ведет к снижению затрат, связанных с таможенным оформлением грузов, что в свою очередь на выходе означает сокращение времени доставки товара и снижение его конечной цены.
Газета "Рэспублiка" (Минск)