01.03.11

В Южном таможенном управлении проведена акция «На что жалуетесь?»

Как сообщили в Пресс-службе ФТС РФ, 25 февраля 2011 года в Южном таможенном управлении проведена акция «На что жалуетесь?», в ходе которой должностные лица правовой службы ЮТУ принимали жалобы участников внешнеэкономической деятельности на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела, а также давали разъяснения о новом порядке обжалования. Участники мероприятия смогли не только пожаловаться, но и получить консультацию по поводу того, какие именно решения можно обжаловать, какие решения могут быть приняты по результатам рассмотрения жалоб и т.д. Также всем обратившимся была оказана практическая помощь в составлении текста жалобы.

Развитие института ведомственного обжалования представляет интерес не только для таможенников, но и для физических и юридических лиц, поскольку имеет ряд преимуществ по сравнению с обжалованием в судебном порядке, в частности, отсутствует необходимость оплаты госпошлины, заявитель не обязан предоставлять документы, подтверждающие доводы жалобы, предусмотрен меньший срок рассмотрения жалобы (один месяц), решение вышестоящего таможенного органа или должностного лица по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения и др. Кроме того, у заявителя сохраняется право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.

Эффективная система рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов, оперативного разрешения конфликтных ситуаций и урегулирования споров является важным элементом содействия развитию внешней торговли. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в таможенные органы жалоб регламентируется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившего в силу 29 декабря 2010 года.

В 2010 году Южным таможенным управлением и таможенными органами региона была рассмотрена 541 жалоба в сфере таможенного дела (в 2009 - 622). Снижение количества поступивших и рассмотренных жалоб связано с изменением с 01.07.2010 года таможенного законодательства РФ. В среднем удовлетворено 52% жалоб.

Чаще всего жалобы связаны с применением таможенных процедур и таможенных операций, предшествующих основному таможенному оформлению, декларированием и выпуском товаров, исчислением и взиманием таможенных пошлин и налогов (оспаривают решения о классификации и стране происхождения товаров, таможенную стоимость, применение льгот по уплате таможенных пошлин), применением специальной таможенной процедуры перемещения товаров физическими лицами и др. Не стала исключением и акция, проведенная 25 февраля: ее участников интересовали, главным образом, вопросы соблюдения таможенными органами требований законодательства при контроле таможенной стоимости товаров; классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России; правомерности применения должностными лицами форм таможенного контроля, в случае отсутствия оснований полагать, что участники ВЭД не соблюдают таможенное законодательство.

Такие акции регулярно проводятся в таможенных органах региона уже на протяжении 5 лет. Их целью специалисты видят не столько привлечение максимального количества людей в определенный день (в прошедшей акции непосредственно приняли участие четверо участников ВЭД), сколько привлечение внимания общественности к наличию такой возможности досудебного урегулирования разногласий, повышение эффективности института ведомственного обжалования и правовой грамотности участников ВЭД.

VCH.RU; 01.03.11