Цифровые декларации
ЗАО «Компания ТрансТелеКом» и зависимая компания РЖД ООО «Таможенно-брокерский центр» (ТБД) накануне введения предварительного таможенного декларирования грузов предложили проект по таможенному оформлению документов на основе безбумажной технологии документооборота.
Как сообщил директор Дирекции разработки и продвижения электронных услуг ООО «ТрансТелеКом-Бизнес» Игорь Дубровин, через специальный портал участники внешнеэкономической деятельности получают возможность заранее отправить на необходимый таможенный пост документы, необходимые для транспортировки груза через границу, причём эти документы будут иметь юридическую значимость. «Сейчас таможенники работают в своей системе, и, чтобы направить им документы, грузоотправитель должен иметь специальное рабочее место, – пояснил Игорь Дубровин. – Мы применили такую схему, при которой грузоотправитель, с одной стороны, заполняет обычную форму, а с другой – система отправляет на таможню документы, уже сформированные по требованиям ФТС».
Необходимость проекта связана с тем, что уже в ближайшее время для российских участников внешнеторговой деятельности, а также их коллег из СНГ значительно усложнится процесс таможенного оформления документов.
С 1 января 2011 года Европейский союз вводит практику предварительного электронного декларирования грузов (за два часа), предназначенных для ввоза на его территорию. Кроме того, с 1 июля этого года начинает действовать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана, где прописано положение о предварительном информировании таможенных органов союза при экспорте и импорте грузов.
Железнодорожная специфика состоит в том, что перевозчик получает в своё распоряжение все транспортные и товаросопроводительные документы в бумажном виде лишь тогда, когда состав с импортом прибудет на приграничную станцию. Таким образом, времени для предварительного информирования или декларирования у него мало или он попадает в зависимость от аккуратности сопредельной железнодорожной администрации. В прошлом году таможенники пытались запустить процедуру предварительного декларирования, однако попытка провалилась, в том числе и потому, что некоторые документы участникам ВЭД всё равно приходилось заполнять вручную по прибытии на пункт пропуска.
«Решить проблему можно только путём использования электронного документооборота, – говорит руководитель ИТ-департамента ООО «Таможенно-брокерский центр» Константин Стогов. – Транспортные документы изготавливает перевозчик, а за товаросопроводительные отвечает грузоотправитель (экспедитор). Информационная система железнодорожного перевозчика должна уметь присоединять к своему электронному транспортному документу и полученные от грузоотправителя товаросопроводительные. Причём присоединить она может и к универсальной транспортной накладной ЦИМ/СМГС, которую принимают таможенные органы как России, так и Евросоюза. Если этот единый пакет есть у перевозчика, то он использует его для предварительного информирования таможенных органов своей страны, а передав их заранее администрации железной дороги соседнего государства, даст ей возможность предварительно проинформировать и свою таможню. И так по всей цепочке международной грузовой перевозки». Причём Константин Стогов считает, что использование этой универсальной накладной значительно удобнее и нужно как можно быстрее переходить именно к этой форме.
Как сообщила «Гудку» руководитель отдела организации таможенного контроля Федеральной таможенной службы (ФТС) Лариса Коршунова, в ведомстве знакомы с инициативой РЖД и сами разрабатывают способы предварительного электронного информирования через Интернет, поскольку это поможет ускорить прохождение грузов. «Эти принципы подачи информации действуют уже не первый год в разных государствах, и наша страна просто идёт по этому же пути, – говорит Лариса Коршунова. – Сейчас предварительное информирование носит добровольный характер, но его обязательность предусмотрена в положении о таможенном союзе трёх государств». Правда, это положение будет введено только при наличии межгосударственного соглашения, но таможни стран союза уже работают над его формулировками.
Как полагает первый заместитель начальника Центра по таможенной деятельности ОАО «РЖД» Вячеслав Лихачев, практика действий российской таможни такова, что предварительное информирование и электронный документооборот едва ли существенно скажутся на скорости перемещения груза через границу. «Таможенный инспектор никогда не поставит свою подпись, не проверив груз, а если он начинает проверку, то весь смысл в процедуре теряется, – говорит Вячеслав Лихачев. – Правда, в определённых случаях это может ускорить продвижение однородных грузов, например, щебня, угля или леса для компаний, которых таможенники уже хорошо знают и не будут пристально досматривать».
Заместитель директора ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Министерства транспорта Михаил Ямшанов указывает, что новый портал на самом деле может решить лишь часть проблем и необходима его адаптация не только к российской ФТС, но и к тем транспортным электронным системам, которые существуют в СНГ.
«В связи с переносом таможенных пунктов пропуска к внешним границами союза возникли большие проблемы в пунктах пропуска Каменный Лог и Козловичи: информационные системы нашего Ространснадзора и транспортной инспекции Белоруссии оказались несовместимы, – говорит Михаил Ямшанов. – Электронный документооборот не решит этой проблемы, поэтому здесь необходимо состыковать эту систему с автоматизированной системой управления транспортным комплексом (АСУ ТК), проект которой сейчас разрабатывается. Мне кажется, что у таможенных органов разных стран уже есть понимание того, что действительно необходима единая система и базы данных».
ТрансТелеКом и ТБД сейчас намерены обратиться в Координационное транспортное совещание СНГ для того, чтобы во всех республиках создать сеть удостоверяющих центров (доверенной третьей стороны), которые бы гарантировали идентичность электронной цифровой подписи передаваемых документов, а также могли бы обеспечить обмен электронными транспортными документами. Институт доверенной третьей стороны широко используется в Евросоюзе. Для этого потребуется заключить ряд межведомственных и межправительственных соглашений для закрепления статуса таких центров и взаимного признания электронных документов министерствами разных государств.
gudok.ru 06.05.10